Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Другая философия / Философские заметки / Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.

Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога.

Поэтому Спиноза говорил:- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,а единичные вещи – модусы субстанции.- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются. Лейбниц.- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной. Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции. Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти, впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за человеческого страха.

 

    Смотрите также

    Средневековая философия. Главное – БОГ!!!
    Вера, церковь. Филон.- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех- человек – интеллектуальное ...

    10.6 Релятивистский подход к теории истины
      Использование в концепции значения как условий истинности представлений об относительной истинности привлекательно прежде всего тем, что может позволить выразить базовую для семантики ест ...

    Древнегреческая философия. Аристотель.
    Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмет ...