PhilosophyDay
Современная философия
Почему К. Маркс, считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории
человечества?Другая философия / Марксистская диалектика и исторический материализм / Почему К. Маркс, считается одним из самых выдающихся мыслителей в истории
человечества?Страница 1
Философско-социологические взгляды Карла Маркса. Начало творческой биографии
К. Маркс родился в городе Трире в семье адвоката. После окончании гимназии учился на юридическом факультете Боннского и Берлинского университетов, где изучал философию и историю.
Защитил докторскую диссертацию по теме «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».
В 1848г. К.Маркс вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) составил первый программный документ международного коммунистического движения – «Манифест Коммунистической партии». На протяжении своей жизни в сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом Маркс систематически разрабатывал экономическую, политическую, философскую, историческую и моральную теорию капиталистической системы, которая возникла первоначально в Англии, а затем во всей Европе.
Результатом труда его жизни является книга «Капитал», она представляет собой исследование производительных сил капиталистического общества и важнейших производственных отношений. В отличии от многих своих последователей Маркс, всегда был готов вносить изменения в свои теории, учитывая новые данные. Среди наиболее значительных философских работ можно выделить следующие: «К критике гегелевской философии права», «Нищета философии», «Тезисы о Фейербахе», «Экономико-философские рукописи», а также написанные совместно с Ф.Энгельсом «Немецкая идеология» и «Святое семейство».
Научная значимость творческого наследия Карла Маркса
Каждый подлинный учёный по прошествии многих лет творческого труда задаётся вопросом – что сделано и что достигнуто? К. Марксом положено начало новой философии – диалектического материализма. Кроме этого Марксом открыта диалектика труда и на этой основе выработана концепция истории как закономерной последовательности общественных формаций – рабовладельческая социально-экономическая формация, затем феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая.
Вопросы диалектики всегда были у Маркса в центре внимания. До Маркса школа материализма и школа диалектики существовали раздельно. И только Маркс осознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики. Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностью реального мира, в котором причиной всякого движения является диалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создал новую философию.
Основной вопрос философии К. Маркс, трактовал как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Этот вопрос имеет две стороны. Первая сводится к проблеме о том, что первично – дух или природа, а вторая – к вопросу о познаваемости мира. Основной вопрос философии К. Маркс решал с материалистических позиций.
Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире с учением об отражении его в человеческом сознании, эта философия представляет собой теорию познания и логику. Диалектический материализм выработал, в частности, новый взгляд на историю, на развитие общества, его законы.
Сегодня не существует ни одной науки, которую можно считать свободной от влияния марксистской диалектики. Математика, физика, астрономия, биология и т. д., каждая из них обнаружила в себе диалектичность и своими достижениями блестяще подтвердила плодотворность тех философских концепций, которые сформулированы в трудах Маркса.
Смотрите также
8.3 Трансляционная и
теоретико-модельная семантика
Идея
трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца[408], заключается в том, чтобы
построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего
языка с четкой структурой ...
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не
согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и
материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...
9.6 Динамика знаний и убеждений
Примечательной
особенностью эпистемической логики в стиле Хинтикки (§ 9.3) является ее статичность.
При построении такого рода логических систем существенным образом задействуется
идеализ ...