PhilosophyDay
Современная философия
Каково значение исторического материализма?Другая философия / Марксистская диалектика и исторический материализм / Каково значение исторического материализма?Страница 1
Исторический материализм совершил подлинный переворот в развитии философии и обществознания. Появление исторического материализма позволило создать цельный научно-философский взгляд на мир, включающий как природу, так и общество, конкретизировать общие принципы философского мировоззрения применительно к обществу, как особой, социальной форме движения материи, научно проанализировать особенности общественного познания, исследовать природу социальных понятий и диалектику их взаимоотношений.
Основными категориями исторического материализма являются общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания.
Предметом исторического материализма является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса.
Социальные предпосылки возникновения исторического материализма связаны с развитием капитализма, расширившим возможности общественного познания, и классовой борьбы пролетариата, породившей общественную потребность в объективном познании социальной действительности.
Исторический материализм есть распространение положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.
Маркс и Энгельс приложили не мало сил для разработки проблемы материалистического понимания истории. Так в работе «Немецкая идеология» они подвергли резкой критике принципы идеалистического понимания истории, согласно которому представления, понятия, идеи, производят, определяют и держат под своей властью действительную жизнь людей, их материальный мир.
Этим взглядам они противопоставили материалистическое понимание истории, которое явилось результатом распространения Марксом и Энгельсом на область социальных явлений материалистического решения основного вопроса философии, вопроса об отношении сознания к бытию. Люди в обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.
Рассмотрим некоторые положения метода материалистического понимания истории.
Раскрывая положение, что развитие общества есть объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей Маркс указывал, что ход исторических событий определяется объективными законами, вытекающими из материальных отношений. Все законы общественного развития принято разделять на общесоциологические и социологические. Общесоциологические законы составляют ядро материалистического понимания истории.
Исходным коренным положением материалистического понимания истории является положение о том, что основу, главную движущую силу общественного развития следует искать не в головах людей, не в идеях, а в материальном производстве. Маркс доказывал, что «существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства». Достижение пролетариатом своей цели – ликвидация классового и построение бесклассового общества, возможно только путём социалистической революции[4].
Центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе “К критике политической экономии”. В законе, определяющем роль экономического базиса по отношению к общественной надстройке, Маркс определил базис, как совокупность производственных отношений, как экономическую структуру общества. Основными структурными элементами базиса являются отношения собственности на средства производства, отношения места и роли различных социальных групп в производстве и отношения распределения и потребления, материальных благ. Надстройка включает в себя три группы общественных явлений: идеологию и общественную психологию; различные организации, социальные институты и организации (государственные и общественные); отношения между людьми в сфере духовной.
Смотрите также
6.3 "Усовершенствованный
реализм" А.Айера
Оскфордский философ Альфред Джулс Айер (1910 — 1989) после окончания Крайст-Черч-колледжа в 1932 отправился в Вену, чтобы познакомиться с идеями
Венского кружка. Его первая книга «Язык, ист ...
1.3 "Опровержение
идеализма" Дж.Э.Мура
Гвидо Кюнг написал об этом прямо:
"В конце прошлого столетия в Англии произошла философская
революция. Дж. Э. Мур ниспроверг идеализм, господствовавший в то время в
англоязычных ст ...
8.4 Теоретико-игровая семантика
Я.Хинтикки
В
основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая
теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю,
теоретико-игровую семантику интересу ...