Заключение
Другая философия / Личность в истории философии / Заключение
Страница 1

Рассмотрев становление и развитие категории «личность», проанализировав понимание его значения на протяжении развития истории философии, подведём итоги вышеизложенного материала.

В Античной философии человек, по Сократу, выступает как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы; человек является мерилом всех вещей.

В эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире. И поэтому человек, согласно Н.Макиавелли, рассматривается не просто как субъект, а как «сила» - отдельная свободная личность, обладающая «доблестью», действие которой определяет логику общественное развитие.

В философии Нового времени психологическая теория личности, заложенная в трудах К.Маркса, позволила вывести человека из пассивной роли существа чувствующего, объекта созерцания, открыть в нем активное начала субъекта деятельности, творца истории. Личность рассматривается как полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности; как автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу.

В Новейшее время философии на первом плане философии находится вопрошание о мире и человеке в нем, о судьбах человечества. Личность, по мнению З.Фрейда, рассматривается как совокупность трех основных систем: я (эго), оно (ид) и сверх - я (суперэго). В общем смысле ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, эго – психологическая, суперэго – как социальная составляющая

Русская религиозная философия сделала акцент на духовные качества человека: творчество, любовь, добро и т.д. Человек рассматривается как центр мира; человек призван богом как свободное творческое существо к собиранию мира в единое целое, к созданию гармонии. Личность же, по представлению Н.Бердяеву, рассматривается как категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное.

Из всего вышеизложенного нельзя не заметить: в разные времена человек, а как следствие и личность рассматривались по-разному. Это объясняется уровнем развития интеллекта людей, который на разных этапах развития человечества был не одинаков. Поэтому не удивительно, что мнения рассмотренных философов на вопрос о представлении личности различны.

1 История философии в кратком изложении/ Под ред. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – с.73

[2] История философии в кратком изложении/ Под ред. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – с.129

[3] История философии в кратком изложении/ Под ред. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1994. – с.132

[4] Васильева В.А. Воспитание добродетели/ В.А. Васильева// Социально-гуманитарные знания – 2001- №2 – С.196

[5] Васильева В.А. Г. Гегель о благе и воспитании добродетели/ В.А. Васильева// Социально-гуманитарные знания – 2005- №1 – С.182

[6] Сократ/ Под ред. Л.С. Мамут. – 2-е изд. – М.: Наука, 1984. – с. 24

[7] Радугин А.А. Философия: курс лекций/ А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – с. 40

[8] Руслина А.О. Макиавеллизм и стратагемность в западной и восточной культурах/ А.О. Руслина// Человек – 2007- №6 – С.50

[9] Лавриненко В.П. Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др.- М.:ЮНИТИ - Дана, 2003. – с.84

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    13.6 Репрезентативное сознание
      Согласно распространенному убеждению, сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...

    2.2 Онтология, эпистемология и философия языка Рассела
      Реформа логики, предпринятая Г.Фреге, некоторое время оставалась в тени, что в немалой степени объясняется не только оригинальностью предлагаемых идей, плохо воспринимаемых в обстановке г ...

     
     Состояние S1  Состояние S2 Вход: нажатие Вкл. и переход в S2 Выкл. и переход в S1 Вход: нет нажатия Выкл. и ост ...