Критический период: Главная тема "Критики"
Другая философия / Критическая философия Канта / Критический период: Главная тема "Критики"

Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.

Он называет свою философскую систему также критической, или критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. В своих основных произведениях, в названиях которых, как правило, присутствует термин критика – "Критика чистого разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума", - Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.[2]

Главной темой "Критики" Кант объявляет поиск ответа на вопрос "Как возможны априорные синтетические суждения?". За этой формулировкой (синтетическими суждениями Кант называет такие, в которых предикат извне присоединяется к субъекту; им противоположны аналитические, эксплицирующие содержание субъекта) скрывается следующая проблема: каким образом можно достоверно (с надлежащей всеобщностью и необходимостью – критериях априорного) узнать что-то о вещах, которые не даны или пока еще не даны нам в чувственном опыте? Кант был уверен, что подобные знания существуют. В качестве примера он приводил математические теоремы, выводами которых заведомо соответствуют все предметы, которые можно встретить в чувствах, а также принципы "чистого естествознания", вроде тезиса "все изменения имеют причину". На вопрос "как человек может предвосхищать то, что еще не дано или вообще не существует?" Кант доказывал, что подобная ситуация возможна лишь в том случае, если познавательные способности человека каким-то образом определяют вещи. Такой взгляд на проблему, противоречащий "видимости", состоящей в том, что наши понятия о мире, наоборот, формируются вещами, сам Кант называл "коперниканским переворотом" в философии. [4]

    Смотрите также

    9.6 Динамика знаний и убеждений
      Примечательной особенностью эпистемической логики в стиле Хинтикки (§ 9.3) является ее статичность. При построении такого рода логических систем существенным образом задействуется идеализ ...

    Апокрифическая философия
    Несмотря на жестокую партийно-идоологическую цензуру, среди научной интеллигенции всегда сохранялась оппозиция «кaзенщине в философии», то явная, то скрытая, завуалированная в формулы маркси ...

    Пифагор. Гераклит. Пифагор.
    Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение ...