PhilosophyDay
Современная философия
Теория «архетипов» К. ЮнгаДругая философия / Психофизическая проблема в науке и философии / Теория «архетипов» К. Юнга
К Юнг, в отличие от Фрейда, который имел дело в основном с «личным» бессознательным, натолкнулся по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрической практики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоких снах.
Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике, и для описания психологических явлений. Устойчивые образы в этих областях он и назвал архетипами. [10, c. 401]
Архетип – это система установок и реакций на мир древних людей в те времена, когда мир открывался им совершенно другим образом, чем нам сейчас, открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди должны были вжиться в окружающий мир, приспособится, как-то объяснить его и интерпретировать.
Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредованно, с помощью символов. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», ведь оно (в отличии от личного бессознательного) никогда не было вытеснено или забыто.
Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Он вызывает преувеличение, раздутость, недобросовестность, иллюзию и одержимость, как в хорошем, так и в дурном. Поэтому, как рассуждает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых, особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер».
Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. [11, c. 432]
Сопоставление архетипов Юнга с древнейшими мифологическими прообразами может помочь представить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Архетипы выявляют корни вневременных проблем личности. Пользуясь терминологий Юнга, сегодня они касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнеров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать).
Смотрите также
Кьеркегор и Шпенглер.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального
существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и
возможность человеческого бытия. Фил имеет смы ...
1.3 "Опровержение
идеализма" Дж.Э.Мура
Гвидо Кюнг написал об этом прямо:
"В конце прошлого столетия в Англии произошла философская
революция. Дж. Э. Мур ниспроверг идеализм, господствовавший в то время в
англоязычных ст ...
Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицание
чувственного познания. Ксенофан. - первовещество – земля. - Бог – абсолютный,
вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следов ...