Теория «архетипов» К. Юнга
Другая философия / Психофизическая проблема в науке и философии / Теория «архетипов» К. Юнга

К Юнг, в отличие от Фрейда, который имел дело в основном с «личным» бессознательным, натолкнулся по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрической практики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоких снах.

И это навело его на предположение, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние, более архаичные слои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческого сознания. Родовое бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов) – древних способов понимания и переживания мира. [11, c. 430]

Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике, и для описания психологических явлений. Устойчивые образы в этих областях он и назвал архетипами. [10, c. 401]

Архетип – это система установок и реакций на мир древних людей в те времена, когда мир открывался им совершенно другим образом, чем нам сейчас, открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди должны были вжиться в окружающий мир, приспособится, как-то объяснить его и интерпретировать.

Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредованно, с помощью символов. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», ведь оно (в отличии от личного бессознательного) никогда не было вытеснено или забыто.

Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Он вызывает преувеличение, раздутость, недобросовестность, иллюзию и одержимость, как в хорошем, так и в дурном. Поэтому, как рассуждает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых, особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер».

Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. [11, c. 432]

Сопоставление архетипов Юнга с древнейшими мифологическими прообразами может помочь представить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Архетипы выявляют корни вневременных проблем личности. Пользуясь терминологий Юнга, сегодня они касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнеров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать).

    Смотрите также

    11.1 Эпистемологический и онтологический плюрализм Н.Гудмена
      Нельзя провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах "Способов создания миро ...

    12.4 Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель)
      Один из наиболее значимых немецких философов ХХ столетия Карл-Отто Апель (р. 1922) в своем философском становлении претерпел влияние целого ряда течений как немецкой, так и англо-американ ...

    9.  Аналитическая эпистемология
      В аналитической философии теория познания всегда занимала особое и даже привилегированное положение, будучи одной из тех немногих философских дисциплин, правомерность принадлежности котор ...