PhilosophyDay
Современная философия
Историческое осознание категории бытие (от античности до совремнности)Другая философия / Философская картина мира / Историческое осознание категории бытие (от античности до совремнности)Страница 2
Материя – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Начиная с классической механики до современной научной картины мира, включая биологию, социологию и физиологию высшей нервной деятельности, понятие материи - один из главнейших элементов теоретических основ этих наук и всего естествознания.
Содержание понятия материя раскрывается в представлениях познающего человека и о себе и о мире как таковом в общей «картине мира», общенаучной картинах мира, и т.п. Речь идет здесь о мире как он есть, о его бытии, существовании, небытии и несуществовании, реальности его в целом и в своих конкретных проявлениях в виде материальных объектов и систем разного масштаба, уровня и характера. Оно представлено в понятиях «телесности», пространственности и конфигурациях мира и его объектов, времени, движения и относительного покоя, становления, трансформациях разного рода, рефлексии, реляционности, энергии, и т.д.
Каждое последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором - с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма.
Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Важен вопрос о единстве мира. Признание субстанциональности и абсолютности материи эквивалентно принципу материального единства мира. Этот последний в материализме состоит не только в идее универсальной материальности мира, но и в единстве законов эволюции мира, других законов, которые раскрыли уже физика и химия, космология в своем известном антропном принципе, синергетика - в закономерностях упорядочивания и самоорганизации материи и ее объектов в универсальных формах, таких как системы, сети и хаос. В идеализме объективном это единство обеспечивается духом, в религиях - богами или Богом. При этом что трудно оспорить, «абсолютный дух» – это по сути всего лишь философский эквивалент понятия «Бога». Однако еще И.Кант (1724-1804) говорил, что ни доказать, ни опровергнуть существование Бога нельзя, в Бога можно только верить. Несколько ранее французский философ Вольтер (1694-1778) указал на креационистские и этические парадоксы, например, христианского Бога: кто же и зачем создал Сатану и зло, несправедливость и прочие отрицательные феномены в жизни всего живого, человека и общества людей, кто же допускает убийство невинных и младенцев и т.п. в жизни людей, если Бог добр, справедлив и всеблаг. Наука в этой связи отказывается обсуждать проблемы и утверждения, опирающиеся на веру в богов, бога и религию, так как сама наука опирается не на веру, а на опыт, доказательность и истинность утверждений по поводу сущности мира и материи. Исторически в этой связи и по другим причинам в истории общества издавна, со времен Коперника, Дж. Бруно, Вольтера, Ч.Дарвина возникало противостояние науки (естествознания особенно) и религии.
Материя – одно из главных понятий темпорологии. Именно, понятием времени обозначается изменчивость и деление существования материи в целом, отдельных её уровней строения, объектов, систем, структур, их становления и т.п. В рамках механики существуют специальные понятия, связанные с понятием материя такие «как материальная точка», «тело», «система материальных точек» и др. В физике под материей понимают совокупность вещества и полей. Сказанное отражает ту современную научную информацию, которая относится к известной нам части материя безотносительно к 95-96 % того субстрата, из которого состоит весь мир и который физика и астрофизика обозначила на рубеже ХХ и XIX вв. как «тёмная материя», «тёмная энергия» и др. С ними обычное, наше «светлое», вещество и поля, из которых состоит весь видимый нам мир и мы сами, крайне слабо взаимодействуют. Это не значит, что и к ним неприменимы идеи, о которых идет здесь речь. В физике выполняются законы сохранения (симметрии) массы, импульса, зарядов и др. Вопрос в том, какова будет их судьба.
Смотрите также
5.2 Концепция "значение как
употребление" и ее приложения
Рассмотрим
основные аспекты концепции "значение как употребление", обсужденные в
"Философских исследованиях" Витгенштейна — работе, наиболее плотно
ассоциирующейся с у ...
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...
Понятие науки
Объект исследования в науке
под объектом исследования подразумевают главное поле приложения сил учёных. В
одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов
исследований ...