Экологическая философия, биоэтика, экогуманизм
Другая философия / Философия природы и науки / Экологическая философия, биоэтика, экогуманизм
Страница 1

Современное философское осмысление взаимодействия общества и природы связано с изучением экологического компонента исторического процесса. В процессе становления и развития общества стало формироваться и развиваться так называемое экологическое противоречие между обществом и природной средой.

Материальная производственная деятельность людей, связанная с преобразованием окружающей среды, всегда вносила определенные изменения в содержание существующих природных связей между живыми организмами, а также связей между элементами неорганической природы. В рамках хозяйственной деятельности стихийно складывалась и экологическая деятельность, направленная на сохранение динамического равновесия между обществом и природой, на бережное, экономное использование природных ресурсов и своеобразное возмещение причиненного природной среде ущерба.

В настоящее время мировая экологическая ситуация чаще всего обозначается термином «кризис». Экологический кризис - это нарушение динамического равновесия системы «общество-природа», крайнее обострение экологического противоречия, требующее изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности. Содержание современного экологического кризиса составляют чрезмерно быстрое истощение невосполнимых природных ресурсов общества - сырьевых и энергетических; усиливающееся загрязнение природной среды - атмосферы, водного пространства и суши; масштабное уничтожение многочисленных видов растений, животных и других организмов; увеличение численности населения и диспропорции в его территориальном распределении. В конечном счете, современный экологический кризис грозит существованию человечества.

Осознание сложившейся ситуации выразилось в многочисленных научных прогнозах и проектах решения экологических проблем, а также в ряде новых философских концепций биоэтики и экогуманизма. Так, В.И. Вернадский, выдающийся ученый-геохимик, размышляя о взаимодействии общества с природой, ввел понятие «ноосфера». Человечество является частью биосферы Земли. Биосфера (греч. bios-жизнь и sphaira-шар, сфера, область) - это сфера всего живого на Земле, включающая в себя населенную организмами верхнюю часть земной коры, гидросферу и атмосферу. В ходе истории человечество превратилось в основную геологообразующую силу, мощно и масштабно воздействуя на планетарное состояние. В связи с этим Вернадский делает вывод о неизбежности перехода существующей биосферы в новое состояние - ноосферу.

Ноосфера (греч. noos - ум, разум и sphaira - сфера, область) - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно в связи с деятельностью людей в интересах совместной эволюции человека и природы. В отличие от религиозно-идеалистического истолкования ноосферы как отвлеченного царства разума, «мыслящего пласта» вне биосферы и над ней (у Тейяра де Шардена), Вернадский рассматривал ноосферу как объективное состояние системы «общество-природа», складывающееся, формирующееся в настоящее время. Ее создание связано с ростом роли науки в общественном развитии, усиливающейся интеграцией общественной жизни и разумным сотрудничеством государств, демократизацией общественного устройства и формированием экологического сознания в обществе.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    13.2 Бихевиористская редукция сознания
      Скептические выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно выражению Патриции Ч ...

    13.6 Репрезентативное сознание
      Согласно распространенному убеждению, сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...

    5.4 Теория речевых актов Дж.Остина
      Переход от интенциональных состояний к лингвистическим актам активно обсуждался еще в лингвистической философии в связи с употреблением выражения "Я знаю". Как известно, предста ...