Заключение
Другая философия / Человек и его потребности / Заключение
Страница 1

Этические работы Фейербаха, написанные в 60-х годах, имеют то характерное отличие от его более ранних философских произведений, что если в последних, будучи материалистом, по существу, он избегает называть себя материалистом, то теперь он открыто именует свое учение в соответствии с тем, что оно есть на самом деле, материализм.

“Материализм, - заявляет Фейербах, - есть единственный солидный базис морали”. Обосновывая свои этические воззрения, он не раз ссылается на своих подлинных предшественников - французских материалистов, соглашаясь с тем или иным положением “пользующейся плохой репутацией” гольбаховской “Системы природы” и опираясь на доводы, приводимые в книге Гельвеция “Об уме”.

Тем не менее, продолжая в истории этических учений линию французских материалистов, этика Фейербаха отличается от их обоснования нравственности все той же характерной для его философии в целом эмоциональной окраской. Его учение о морали не только существенно отлично от рассудочных, расчетливых этических калькуляций утилитаризма, но не совпадает и с “разумным эгоизмом”, с его преобладанием рационального начала над эмоциональным, холодного рассудка над чувством. “Мораль не может быть выведена и объяснена из …чистого разума, без чувств”, - писал Фейербах. Нравственность - это не только разумное, но и желанное поведение. Само мышление “без ощущения удовольствия или счастья в этом мышлении - пустое, бесплодное, мертвое мышление”. Это сказано Фейербахом не об одном лишь этическом мышлении, но и о всяком мышлении, “будь то даже самое трезвое, самое строгое, будь то даже математическое мышление” радость доставляется самим процессом мышления, наслаждение мыслительной деятельностью - элемент счастья.

Была ли этика Фейербаха, в самом деле, материалистической, какой ее считал автор? Она была таковой, поскольку Фейербах, отстаивая и обосновывая ее, вступил в единоборство с религиозной и идеалистической моралью. Она была таковой, поскольку исходила из материального единства и единственности мира как источника и сферы действия морали, а субъекта нравственности, человека, рассматривала как всецело естественное, природное существо с душой, зависимой от тела и немыслимой без этой зависимости. “Это материализм, - представлял Фейербах свое учение, - который утверждает человека по Сю сторону, человека действительного, чувственного, индивидуального… Но утверждает… из чистой сенсуалистической жажды любви и привязанности к жизни”, без которых нет пути к счастью.

Фейербах не только обладал глубоким, проницательным умом, но - сдержанный и молчаливый в обыденной жизни - в своих работах он отличался бурным темпераментом. Недаром и Карл Маркс и Генрих Гейне обратили внимание на выразительную фамилию “Фейербах”, обозначающую в дословном переводе “огненный поток”. Стиль его противоречит философскому стандарту. К досаде философских педантов и ученых филистеров, Фейербах пишет образно, стремится взволновать читателя, широко пользуется юмором, язвительной иронией, то и дело, прибегая к “легкому благоуханию эпиграмм”. [10] Он в совершенстве владеет искусством убеждать и беспощаден в споре. Все его работы критичны, полемичны, ибо нет пути к утверждению истины, помимо сокрушения заблуждений. [11] Критика ложного, как бы зла она не была, есть акт справедливости. И в борьбе за истину можно и должно быть пристрастным. Без такого пристрастия, без критики и самокритики, без умения решительно порвать с неоправданным, несостоятельным, изжившим себя нет движения вперед. “Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным” - вот первая заповедь Фейербаха, норма его творческой деятельности.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    3.1 Критерий верификации
      Возможность верификации предложения как критерий значения этого предложения обычно связывают с началом деятельности Венского кружка. В действительности идея верифицируемости не является о ...

    5.1 "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
      Как пишет В.А.Ладов, "Конечно же, термин "аналитическая философия" очень широк, велико количество тематических и методических "оттенков" в исследованиях тех мысли ...

    Альбер Камю. Общие сведения
      Альбер Камю (1913- 1960)- французский философ, публицист, писатель, драматург, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы: &q ...