PhilosophyDay
Современная философия
ЗаключениеДругая философия / Человек и его потребности / ЗаключениеСтраница 1
Этические работы Фейербаха, написанные в 60-х годах, имеют то характерное отличие от его более ранних философских произведений, что если в последних, будучи материалистом, по существу, он избегает называть себя материалистом, то теперь он открыто именует свое учение в соответствии с тем, что оно есть на самом деле, материализм.
Тем не менее, продолжая в истории этических учений линию французских материалистов, этика Фейербаха отличается от их обоснования нравственности все той же характерной для его философии в целом эмоциональной окраской. Его учение о морали не только существенно отлично от рассудочных, расчетливых этических калькуляций утилитаризма, но не совпадает и с “разумным эгоизмом”, с его преобладанием рационального начала над эмоциональным, холодного рассудка над чувством. “Мораль не может быть выведена и объяснена из …чистого разума, без чувств”, - писал Фейербах. Нравственность - это не только разумное, но и желанное поведение. Само мышление “без ощущения удовольствия или счастья в этом мышлении - пустое, бесплодное, мертвое мышление”. Это сказано Фейербахом не об одном лишь этическом мышлении, но и о всяком мышлении, “будь то даже самое трезвое, самое строгое, будь то даже математическое мышление” радость доставляется самим процессом мышления, наслаждение мыслительной деятельностью - элемент счастья.
Была ли этика Фейербаха, в самом деле, материалистической, какой ее считал автор? Она была таковой, поскольку Фейербах, отстаивая и обосновывая ее, вступил в единоборство с религиозной и идеалистической моралью. Она была таковой, поскольку исходила из материального единства и единственности мира как источника и сферы действия морали, а субъекта нравственности, человека, рассматривала как всецело естественное, природное существо с душой, зависимой от тела и немыслимой без этой зависимости. “Это материализм, - представлял Фейербах свое учение, - который утверждает человека по Сю сторону, человека действительного, чувственного, индивидуального… Но утверждает… из чистой сенсуалистической жажды любви и привязанности к жизни”, без которых нет пути к счастью.
Фейербах не только обладал глубоким, проницательным умом, но - сдержанный и молчаливый в обыденной жизни - в своих работах он отличался бурным темпераментом. Недаром и Карл Маркс и Генрих Гейне обратили внимание на выразительную фамилию “Фейербах”, обозначающую в дословном переводе “огненный поток”. Стиль его противоречит философскому стандарту. К досаде философских педантов и ученых филистеров, Фейербах пишет образно, стремится взволновать читателя, широко пользуется юмором, язвительной иронией, то и дело, прибегая к “легкому благоуханию эпиграмм”. [10] Он в совершенстве владеет искусством убеждать и беспощаден в споре. Все его работы критичны, полемичны, ибо нет пути к утверждению истины, помимо сокрушения заблуждений. [11] Критика ложного, как бы зла она не была, есть акт справедливости. И в борьбе за истину можно и должно быть пристрастным. Без такого пристрастия, без критики и самокритики, без умения решительно порвать с неоправданным, несостоятельным, изжившим себя нет движения вперед. “Только тот имеет силу создать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным” - вот первая заповедь Фейербаха, норма его творческой деятельности.
Смотрите также
Древнегреческая философия. Платон.
Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению
к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.-
Материальный мир создан из хаоса, бесформ ...
Апокрифическая философия
Несмотря на жестокую партийно-идоологическую цензуру, среди
научной интеллигенции всегда сохранялась оппозиция «кaзенщине в философии», то
явная, то скрытая, завуалированная в формулы маркси ...
Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не
истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского
иск-ва), где важным было не только красиво говори ...