Чувственное познание
Другая философия / Формы познания / Чувственное познание
Страница 3

Таким образом, восприятие можно определить как процесс категоризации ощущений, в ходе которого субъект осуществляет логический вывод, относя сигналы к определенной категории. Результаты такой категоризации имеют репрезентативный характер, т.

е. обнаруживают большую или меньшую степень соответствия реальному миру, на который нацелено внимание субъекта. Отнесение предмета или события к определенной категории (классу) предметов позволяет выходить за пределы непосредственных ощущений, предсказывать другие, еще не воспринимаемые свойства данного предмета. « Говоря о том, что восприятие представляет собой внешний мир,— пишет известный американский психолог Дж. Брунер, - мы имеем в виду адекватность системы категорий у данного лица, которая позволяет ему делать выводы о характере наблюдаемых событий и тем самым выходить за пределы непосредственно воспринимаемых событий и делать правильные предсказания о других, ненаблюдаемых».

Однако когда речь заходит о частично наблюдаемых и ненаблюдаемых явлениях и процессах, в силу вступают другие формы человеческого сознания — представления. Если мы говорим о них как о формах чувственного познания, то прежде всего в том смысле, что их основами всегда остаются те или иные непосредственные ощущения или восприятия. В то же время представления содержат в себе элементы опосредования, «трансляции» имеющихся чувственных образов. Эта трансляция возможна как пространственная, так и временная. Перенос чувственных образов в «другое место» и «другое время» осуществляется при этом понятийными средствами, т.е. с участием рациональных форм сознания, поскольку он невозможен без абстракций, идеализации . позволяющих «оторваться» человеческому сознанию от того, что непосредственно дано органами чувств. Чувственные восприятия и абстракции и понятия оказываются одинаково необходимыми для формирования представлений человека о настоящем, прошлом и будущем, всего того, что недоступно взору, слуху, осязанию и прочим средствам чувственного познания.

Сложное соотношение чувственного и понятийного, конкретного и абстрактного, с которым мы встречаемся при рассмотрении восприятий и представлений, может быть понято более глубоко лишь после ознакомления с формами рационального познания действительности.

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Гегель разделил познание на: инструмент (логич мышление) и основную форму (понятие).
    В основе рац познания лежит диалектическая логика.- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества ...

    Древнегреческая философия
    Милетская школа. Фалес, Анаксимандр,  Анаксимен. Общие черты: - Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э. - Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую ...

    11.2 Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа
      Итак, каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где пределы их альтернативности? Че ...