Рациональное знание
Другая философия / Формы познания / Рациональное знание
Страница 2

Сама по себе эта тема заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому сейчас мы ограничим внимание лишь одним видом абстрагирования, особо значимым для научного познания. Речь пойдет об идеализации, использующей особый прием познания, когда предметы, имеющие некоторое свойство, мыслятся как лишенные его.

Если бы дело ограничивалось только «лишением», возможно, это ничем не отличалось бы от абстрагирования. Однако дело обстоит не так просто. Во-первых, вопрос в степени и глубине, ибо многое зависит оттого, «в какой мере» и «насколько». Во-вторых, если дело касается существенного или даже «неотъемлемого» свойства, то неизбежен своего рода «подлог», т.е. замена одного, реально существующего предмета другим, хотя и похожим на него «в некоторой степени». И здесь нелишне напомнить, что когда мы прибегаем к подобного рода оговоркам («до некоторой степени», «в определенной мере») эти оговорки никогда не бывают случайными. Они свидетельствуют о том, что на философском уровне рассмотрения мы исчерпали все резервы конкретности, и далее должен быть переход на другой уровень, который позволяет учесть особые условия, контекст рассмотрения, пределы абстрагирования, объем понятия и другие детали.

Для идеализации характерны не только своего рода «изъятие» некоторых свойств, но и их «присуждение» предметам, не обладающим таковыми, т.е. «приписки». Единственное, чем оправдывают себя специалисты подобных операций,— их правомерностью и обоснованностью. Смелость и рискованность подобных операций в процессе познания требует действительно высокого профессионализма и утонченности, свойственных именно специалистам в своей области, особенно когда речь идет об исследовании сложных природных или социальных явлений. Многие примеры идеализации, или идеальных объектов, являются уже классическими. Такие, как «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «материальная точка», «система координат» и т.п. В этих примерах уже давно изучены и «подмены», и «приписки». Мало того, что физики и математики лишают материальную точку пространственных свойств, которыми обладает даже точка, поставленная в конце предложения. Она может иметь и безмерную массу, если ассоциируется со звездой или планетой, рассматриваемой в космологических моделях именно как «материальная точка». «Абсолютно черное тело» лишается права излучать энергию, но поглотать — сколько угодно. Менее классическими примерами могут служить, скажем, «кварки», «тахионы» и т.п.

Таким образом, если мы говорим о том, что понятия представляют собой отражение действительности в сознании человека, мы должны понимать, насколько при этом упрощается (и даже искажается) суть дела. Понятие иногда дает представление о том или ином предмете, отсутствующем в реальной действительности.

Высказывая суждение, мы уже пользуемся понятиями. Они выступают как элементы суждений. Мышление в строгом смысле слова начинается лишь тогда, когда имеются более или менее точные понятия. Сами суждения предназначены для того, чтобы в отдельных предметах установить наличие общих признаков, по которым соответствующие предметы обобщены в понятиях.

Понятия связывают слово с предметами, которые это слово представляют в мышлении. Во многих случаях, когда речь идет о предметах, недоступных восприятию, только благодаря понятию слово становится знаком определенного класса предметов. Понятия по отношению к слову означают смысл слова. Для слова «пальма» таковым служит дерево, имеющее листья соответствующей узорчатой формы, зеленый ствол и т.д.

Все ли слова выражают понятия? Слово выражает понятие тогда, когда осознается, по каким признакам выделяются представленные этим словом предметы. Понятие иногда возникает вне определенного одного слова (термина), поскольку оно и есть специфическая форма словесного отображения предмета и существует без слова, значением которого оно может стать. Слово вводится для обозначения понятия.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    14.5 Перспективы компаративных исследований: возможности феноменологии
      Теперь обратимся к тому, в чем можно было бы увидеть перспективу результатов феноменологических штудий для философа-аналитика. Последний, будучи чаще всего заинтересованным в предметном п ...

    14.1 Возможен ли диалог аналитической философии и феноменологии?
      Рассмотрение традиции аналитической философии в данном контексте может оказаться небезынтересным в связи со следующим обстоятельством. Представляется весьма странным тот факт, что на фоне ...

    14.2 Тематическое единство традиций
      Никто не станет спорить с тем, что термин "аналитическая философия" очень широк по своему значению. Существует большое количество тематических и методических оттенков[740] в исс ...