Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Другая философия / Философские взгляды Ф.М. Достоевского
Страница 2

С этого времени начинается второй период творчества Достоевского, принесший ему мировую известность и славу. В начале 60-х годов выходят “Записки из Мертвого дома”, отразившие опыт жизни на каторге, а также роман “Униженные и оскорбленные”.

В 62-63 годах Достоевский выезжает заграницу, после чего публикует “Зимние заметки о летних впечатлениях”, посвященные его встрече с европейской цивилизацией в ее буржуазной реальности.

В 1864 году выходят “Записки из подполья”, исповедальная по форме работа; в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующих романах: “Преступление и наказание” (1865-66), “Идиот” (1867-68), “Бесы” (1870-73), “Подросток” (1874-75), “Братья Карамазовы” (1878-80).

Достоевский не только писатель, но с1861 по 1874 годы редактор литературно-публицистических журналов “Время”, “Эпоха”, “Гражданин”. Он создатель “Дневников писателя”, выходивших в 70-е и 80-й годы, – особого литературного жанра, соединившего публицистику на злобу дня с художественными произведениями. Именно в “Дневниках писателя” были помещены рассказы “Кроткая” и “Сон смешного человека”.

Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.

В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опираться на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесь он совершает шаг вперед по сравнению с классической европейской философией. В последней свобода (например, в философии И.Канта) рассматривалась, с одной стороны, как поведение, неподвластное природной причинной необходимости, но, с другой стороны, отождествлялась с сознательным подчинением нравственному долгу. В качестве природного и социального существа человек, конечно, следует своим эгоистическим, в том числе классово-групповым интересам, стремится к личному счастью и к выгоде. В то же время человек способен в своем поведении исходить из всеобщих нравственных законов, и в этой своей способности следовать нравственным законам вопреки своей природной и социальной обусловленности человек выступает как свободное существо.

Таким образом, свобода сводилась к другому виду необходимости – не природной, но нравственной. Не случайно классическая философия явилась источником социалистических теорий, согласно которым конечная цель исторического прогресса состоит в построении на началах разума общественных отношений, при которых все люди необходимо были бы добрыми и нравственными.

Согласно Достоевскому, человеческая свобода, чтобы остаться именно свободой, а не еще одним видом необходимости, неизбежно должна включать свободу произвола, чистого каприза, иррационального “глупого хотенья” (“Записки из подполья”) не только по отношению к причинным закономерностям, но и по отношению к нравственным ценностям. Эта возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным, но действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью. Таким образом, исходной формой свободы выступает чистое самовластие человеческого Я. И лишь над этой первичной свободой возвышается другая – высшая свобода, совпадающая с сознательным подчинением нравственному долгу.

Здесь возникает напряженная антиномия, которую не знает классическая философия: человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям (тезис), и человеческая свобода должна включать возможность произвола по отношению к нравственным ценностям (антитезис). Противоречивый характер человеческой свободы открывает возможность восстания личности, которая не хочет быть средством даже по отношению к так называемым высшим ценностям, она хочет быть целью самой для себя, совершенно отбрасывающей всякое принудительное, извне идущее долженствование. Опыт такого восстания, опыт своеволия и показывает Достоевский в своих романах. Он берет человека, отпущенного на свободу, и исследует судьбу его в свободе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    14.3 Методологический плюрализм традиций
      Теперь, после обсуждения тематических корреляций, рассмотрим методы исследований аналитической философии и феноменологии. Сначала следует ввести одно важное замечание относительно пониман ...

    13.6 Репрезентативное сознание
      Согласно распространенному убеждению, сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...

    14.5 Перспективы компаративных исследований: возможности феноменологии
      Теперь обратимся к тому, в чем можно было бы увидеть перспективу результатов феноменологических штудий для философа-аналитика. Последний, будучи чаще всего заинтересованным в предметном п ...