Путь Григория Сковороды в философию
Другая философия / Философские взгляды Григория Сковороды / Путь Григория Сковороды в философию
Страница 2

Сковорода - философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила его как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в.

В 50-60 годы XVIII века Сковорода создает в основном литературные произведения. Он написал около 50 песен и стихотворений, создал цикл басен под названием "Басни Харьковские", сделал переводы ряда античных мыслителей. В своих произведениях в противовес морали, основанной на богатстве и власти, Григорий Сковорода прославляет человека "малых желаний" и ограниченных материальных потребностей.

Басни Сковороды по своему идейному содержанию служат как бы прелюдией к его философскому творчеству. Уже в баснях звучит один из его главных философских принципов. Его суть заключается в признании законными и естественными только тех потребностей и стремлений человека, которые отвечают естественному, а не социальному отличию людей. Мораль его басен часто превышает их непосредственный сюжет [3].

Необходимость перехода от творения басен непосредственно к философскому творчеству особенно явно чувствуется в морали басни №19: "…Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие - составляют мир этот и нужны друг для друга. Кто тьма - пусть будет тьмой, а сын света - пусть будет светом. От плодов их распознаете их…".

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    10.6 Релятивистский подход к теории истины
      Использование в концепции значения как условий истинности представлений об относительной истинности привлекательно прежде всего тем, что может позволить выразить базовую для семантики ест ...

    9.6 Динамика знаний и убеждений
      Примечательной особенностью эпистемической логики в стиле Хинтикки (§ 9.3) является ее статичность. При построении такого рода логических систем существенным образом задействуется идеализ ...

    Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
    Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...