PhilosophyDay
Современная философия
Философская система СковородыДругая философия / Философские взгляды Григория Сковороды / Философская система СковородыСтраница 2
Весь мир по Сковороде состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) - это природа; малый (микрокосмос) - человек; символический - Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог или вечность и материя или временное; во всей природе дух господствует над материей.
Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм. Макрокосм включает у себя все рожденное в этом большом мире, сложенном из параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а раскрытие их невидимой натуры - постижение их внутреннего значения, потому что через внутреннюю суть отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая суть вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, которая определяется мерой, ритмом, симметрией, пропорцией.
Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека. Обратимся к трактату под названием "Симфония, названная книга АСХАНЬ, о познании самого себя". В этом трактате, от имени одного из действующих лиц, - "Вторая" - задается вопрос с последующим на него ответом: "…А что же такое человек? Что бы оно не было: или дело, или действие, или слово - все то напрасность, если оно не получило своего осуществления в самом человеке . вся эта ризновида плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость сходится в человеке и пожирается в человеке. …". Следовательно, согласно с представлениями Сковороды, все, что осуществляется в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме.
Из позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к Богу без посредников, потому что Богом является сама природа, а человек - ее творение, - познавая Бога - познает самого себя. В этом значении Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемой мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножения человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Быстрее наоборот: чем лучше человек познает самого себя и окружающий его мир, тем умнее и скромнее должны быть его потребности.
Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, названной "Еродий":
“…Умей малым ты удовлетворятся. За большим не женись,
Сети брошены на ловы, их ты весьма берегись.
Я говорю вам, что не нужно жить в роскошах,
На таких, говорю, повсюду распинают сети.
Триста упало в неволю из страсти в этом времени,
Шестьсот плачут в болезнях - очень были лакомые. …".
Что же касается счастья, то оно связано не с удовольствием все растущих материальных потребностей, а с радостью труда [5].
Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как: "мир есть пир бешеных, торжище которые качаются, море которые волнуются, пекло которые мучаются", а в другом, как: "мир есть море которые топятся, страна является язвой прокаженных, ограждение свирепых львов, острог привлеченных, торжище блудных, печь, распыляющая страсти, пир бешеных, хоровод пьяно-сумасбродных, и не протрезвятся, пока не устанут, кратко сказать, слепые за слепым в бездну грядущие".
Возможность преодоления человеком моральных недостатков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает выше всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном результате, выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема "родственного труда" - эта одна из самых важнейших тем, которые развиваются Сковородой. Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что приобрела значение общего принципа, который определяет не только человеческое счастье, но даже значение человеческого бытия.
Третьим из существующих "трех миров" - является символический мир, который отождествляется Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур - внешней и внутренней. Сковорода считает, что представлено в Библии легенды - это фантазия, обман, фальсификация, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложенное таинственное значение, полезное и поучительное знание - с другой.
Смотрите также
14.2 Тематическое единство традиций
Никто
не станет спорить с тем, что термин "аналитическая философия" очень
широк по своему значению. Существует большое количество тематических и
методических оттенков[740] в исс ...
6.2 Дескриптивная метафизика
П.Ф.Стросона
П.Ф.Стросон
создал "дескриптивную метафизику" — учение, которое радикально
пересмотрело все исходные предпосылки философии анализа. При эттом он был уверен,
что продолжает и одн ...
2.4 Логический атомизм
"Трактата": от синтаксиса к онтологии
Как
уже указывалось, основной грамматической категорией ЛФТ является
предложение (Satz). Почему именно предложение? При ответе на этот вопрос необходимо
учитывать как логическую, так и фи ...