Связь философского наследства Сковороды с современностью
Другая философия / Философские взгляды Григория Сковороды / Связь философского наследства Сковороды с современностью

В философском учении Сковороды самым сильным и ярким для современности является тезис о счастье человека и человечестве в целом.

У Сковороды понимание счастья имеет более глубокие корни. Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека.

Наиболее полно эта суть раскрывается через высказывание Сократа: "…Другой живет для того, чтобы есть, а я - ем для того, чтобы жить. …" - которым Сковорода открывает свой трактат под названием "Икона Алкивиадска".

Своим пониманием счастья Сковорода как бы защищает человеческую "природу" от примитивной ее сводки к потреблению и пользе. Сам он избрал такой образ жизни, который с его слов помогал ему не "жить лучше", а "быть лучше". Стремление "быть лучше" он связывал с понятием "чистой совести": "лучше час честно жить, чем опоганить целый день".

Наибольшей глубины тезис о счастье достигает в тот момент, когда Сковорода определяет саму суть "честной жизни" и "чистой совести". Оказывается, эта суть раскрывается через трудовую деятельность человека. У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. У него труд - это не обязанность, не долг, не принуждение (как общество считает сегодня), а, напротив, свободный выбор человека. Процесс труда рассматривается как наслаждение и ощущение счастья даже независимо от его результатов. Такому труду Сковорода дает определение "родственная". Разделение людей, которые занимаются "родственным" и "неродственным" трудом - это и есть самая глубокая мысль, на которую можно опираться при решении современных проблем человечества. Мысль о том, что счастье человека заключается в труде, и что она сделала мартышку человеком, посещала много философов и раньше. Но определение труда из позиций источника свободы и счастья, или источника страдания и несчастья людей встречается достаточно редко. У Сковороды впервые эта тема определилась как главная и в литературных произведениях, и в философских трактатах. Все его творчество исходит из понимания того, что человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным счастьем - "родственный" труд. Труд же "неродственный" - источник деградации и человека, и человеческого общества.

Современный экологический кризис - это свидетельство того, что человечество занимается в основном "неродственным" трудом и еще не осознало роль "родственного" труда, связанного с сутью самого человека. Только на основе познания человеком своих естественных способностей - своей функции в природе, можно перейти на перспективную траекторию развития.

Передовая часть человечества чутко улавливает это мнение Сковороды. Мировая общественность сейчас признает, что счастье и мир на планете зависит в большей мере не от того, что люди умеют делать, а от того, на что направлена их деятельность.

Занятие "родственным" трудом налагает отпечаток и на образ жизни человека. Биографы Сковороды, например, утверждают, что писатель Лев Толстой любил Сковороду именно за то, что его образ жизни гармонировал с его учением. Сам же Толстой страдал от дисгармонии между собственным учением и бессилием порвать с жизнью, не соответствующим его идеалам [2].

    Смотрите также

    5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль)
      Интенционализм — одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка. Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и ключевым для философ ...

    Понятие науки
    Объект исследования в науке под объектом исследования подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований ...

    13.5 Функциональный анализ ментального
      Функционализм – весьма влиятельная система идей, «завоевывавшая» во второй половине двадцатого века все более прочные позиции в разных сферах современной мысли и философии, в том числе и в ...