Сравнительный анализ
Другая философия / Этика долга и этика счастья (на примере Канта и Гельвеция) / Сравнительный анализ

Резюмирую вышеизложенное, можно составить сравнительную таблицу основных положений этих двух этических систем (см. табл. 1).

Таблица 1

Положение

Кант

Гельвеций

Общее

Может ли этика основываться на эмпирических принципах?

Все эмпирическое совершенно непригодно и в высшей степени вредно для обоснования и выведения принципов нравственности и моральных законов

Необходимо вскрыть истинные корни нравственных добродетелей, обосновать нравственность не вымышленными метафизическими и спиритуалистическими врожденными или боговдохновенными началами, а реальными потребностями людей

-

Нуждается ли мораль в религии?

Мораль основана на понятии о человеке свободном и для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии

Добродетели и чистоту нравов народа следует объяснять не святостью религии.

Дух религии целиком разрушителен для духа нравственного законодательства

+

Зависит ли счастье человека от разума?

Если бы целью природы было счастье человека, она возложила бы это намерение на инстинкт, а не на разум

Счастье людей и народов зависит от воспитания и мудрости законодательства.

Знание ведет к счастью и совпадает с ним

-

В чем состоит добродетель?

На первом месте при моральной оценке всех наших поступков должно всегда стоять понятие долга

Добродетель – это некое качество, полезное для общества.

Высший критерий нравственности – когда общественное благо включает в себя благо каждого

-

К чему стремятся люди?

Все люди имеют сильнейшее стремление к счастью.

В помыслах и желаниях людей только дорогое им «Я»

Человек всегда связывал, связывает и будет связывать свои желания, идеи и поступки со своим счастьем

+

    Смотрите также

    4.6 Теория истинности А.Тарского
      Тарский поставил цель определить предикат "истинный", используя в определениях только ясно приемлемые термины и избегая других недоопределенных семантических терминов. Рассмо ...

    5.1 "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
      Как пишет В.А.Ладов, "Конечно же, термин "аналитическая философия" очень широк, велико количество тематических и методических "оттенков" в исследованиях тех мысли ...

    3.6 Критика логико-позитивистского анализа
      Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических высказываний, а также концепцию, характерную толь ...