PhilosophyDay
Современная философия
Сравнительный анализДругая философия / Этика долга и этика счастья (на примере Канта и Гельвеция) / Сравнительный анализ
Резюмирую вышеизложенное, можно составить сравнительную таблицу основных положений этих двух этических систем (см. табл. 1).
Таблица 1
|
Положение |
Кант |
Гельвеций |
Общее |
|
Может ли этика основываться на эмпирических принципах? |
Все эмпирическое совершенно непригодно и в высшей степени вредно для обоснования и выведения принципов нравственности и моральных законов |
Необходимо вскрыть истинные корни нравственных добродетелей, обосновать нравственность не вымышленными метафизическими и спиритуалистическими врожденными или боговдохновенными началами, а реальными потребностями людей | - |
|
Нуждается ли мораль в религии? |
Мораль основана на понятии о человеке свободном и для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии |
Добродетели и чистоту нравов народа следует объяснять не святостью религии. Дух религии целиком разрушителен для духа нравственного законодательства | + |
|
Зависит ли счастье человека от разума? |
Если бы целью природы было счастье человека, она возложила бы это намерение на инстинкт, а не на разум |
Счастье людей и народов зависит от воспитания и мудрости законодательства. Знание ведет к счастью и совпадает с ним | - |
|
В чем состоит добродетель? |
На первом месте при моральной оценке всех наших поступков должно всегда стоять понятие долга |
Добродетель – это некое качество, полезное для общества. Высший критерий нравственности – когда общественное благо включает в себя благо каждого | - |
|
К чему стремятся люди? |
Все люди имеют сильнейшее стремление к счастью. В помыслах и желаниях людей только дорогое им «Я» |
Человек всегда связывал, связывает и будет связывать свои желания, идеи и поступки со своим счастьем | + |
Смотрите также
4.6 Теория истинности А.Тарского
Тарский
поставил цель определить предикат "истинный", используя в
определениях только ясно приемлемые термины и избегая других недоопределенных
семантических терминов.
Рассмо ...
5.1 "Лингвистический
поворот" в философии ХХ века
Как
пишет В.А.Ладов, "Конечно же, термин "аналитическая философия"
очень широк, велико количество тематических и методических "оттенков"
в исследованиях тех мысли ...
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...