PhilosophyDay
Современная философия
Сравнительный анализДругая философия / Этика долга и этика счастья (на примере Канта и Гельвеция) / Сравнительный анализ
Резюмирую вышеизложенное, можно составить сравнительную таблицу основных положений этих двух этических систем (см. табл. 1).
Таблица 1
Положение |
Кант |
Гельвеций |
Общее |
Может ли этика основываться на эмпирических принципах? |
Все эмпирическое совершенно непригодно и в высшей степени вредно для обоснования и выведения принципов нравственности и моральных законов |
Необходимо вскрыть истинные корни нравственных добродетелей, обосновать нравственность не вымышленными метафизическими и спиритуалистическими врожденными или боговдохновенными началами, а реальными потребностями людей | - |
Нуждается ли мораль в религии? |
Мораль основана на понятии о человеке свободном и для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии |
Добродетели и чистоту нравов народа следует объяснять не святостью религии. Дух религии целиком разрушителен для духа нравственного законодательства | + |
Зависит ли счастье человека от разума? |
Если бы целью природы было счастье человека, она возложила бы это намерение на инстинкт, а не на разум |
Счастье людей и народов зависит от воспитания и мудрости законодательства. Знание ведет к счастью и совпадает с ним | - |
В чем состоит добродетель? |
На первом месте при моральной оценке всех наших поступков должно всегда стоять понятие долга |
Добродетель – это некое качество, полезное для общества. Высший критерий нравственности – когда общественное благо включает в себя благо каждого | - |
К чему стремятся люди? |
Все люди имеют сильнейшее стремление к счастью. В помыслах и желаниях людей только дорогое им «Я» |
Человек всегда связывал, связывает и будет связывать свои желания, идеи и поступки со своим счастьем | + |
Смотрите также
Кьеркегор и Шпенглер.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального
существования человека, ибо только принимая во внимание эту реальность и
возможность человеческого бытия. Фил имеет смы ...
9.1 Бертран Рассел: знание вещей и
знание истин
В
теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием
вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использо ...
13.6 Репрезентативное сознание
Согласно распространенному убеждению,
сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что
сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...