Сравнительный анализ
Другая философия / Этика долга и этика счастья (на примере Канта и Гельвеция) / Сравнительный анализ

Резюмирую вышеизложенное, можно составить сравнительную таблицу основных положений этих двух этических систем (см. табл. 1).

Таблица 1

Положение

Кант

Гельвеций

Общее

Может ли этика основываться на эмпирических принципах?

Все эмпирическое совершенно непригодно и в высшей степени вредно для обоснования и выведения принципов нравственности и моральных законов

Необходимо вскрыть истинные корни нравственных добродетелей, обосновать нравственность не вымышленными метафизическими и спиритуалистическими врожденными или боговдохновенными началами, а реальными потребностями людей

-

Нуждается ли мораль в религии?

Мораль основана на понятии о человеке свободном и для себя самой мораль отнюдь не нуждается в религии

Добродетели и чистоту нравов народа следует объяснять не святостью религии.

Дух религии целиком разрушителен для духа нравственного законодательства

+

Зависит ли счастье человека от разума?

Если бы целью природы было счастье человека, она возложила бы это намерение на инстинкт, а не на разум

Счастье людей и народов зависит от воспитания и мудрости законодательства.

Знание ведет к счастью и совпадает с ним

-

В чем состоит добродетель?

На первом месте при моральной оценке всех наших поступков должно всегда стоять понятие долга

Добродетель – это некое качество, полезное для общества.

Высший критерий нравственности – когда общественное благо включает в себя благо каждого

-

К чему стремятся люди?

Все люди имеют сильнейшее стремление к счастью.

В помыслах и желаниях людей только дорогое им «Я»

Человек всегда связывал, связывает и будет связывать свои желания, идеи и поступки со своим счастьем

+

    Смотрите также

    Философия и наука.
    Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком действительности. Кроме   практического отношения к действительности существуют другие нормообраз ...

    9.2 Знание и мнение. Проблема обоснованности знаний
      Содержание пропозиционального знания обычно выражается посредством некоторого высказывания. Другой характерной особенностью такого рода знания является то, что оно представляет собой функ ...

    6.3 "Усовершенствованный реализм" А.Айера
      Оскфордский философ Альфред Джулс Айер (1910 — 1989) после окончания Крайст-Черч-колледжа в 1932 отправился в Вену, чтобы познакомиться с идеями Венского кружка. Его первая книга «Язык, ист ...