О диалектике
Категории диалектики / О диалектике
Страница 1

Диалектика – умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия.

Так Сократ, по свидетельству Ксенофонта, считал тех, кто владеет « методом разделять в теории и на практике предметы по родам…очень счастливыми и весьма способными к диалектике » Но диалектика еще не предстала перед ними как естественная и необходимая форма теоретического мышления, позволяющая ясно выражать и разрешать противоречия в содержании мыслимого не чем иным, как преобразующим условия проблемы поиском их общего корня (их торжества), их общего рода. Креативно (творчески) мыслить о сущем не возможно иначе, как выделить, определить, осмыслить данный тип мышления именно как форму. И хотя философы античности античности умело разделили мир по мнению и мир по истине, это деление еще не ставило проблемы истинного пути к – истине проблемы всеобщего способа (формы) теоретического мышления. Их удел – постоянное возвращение к нему как апреорно постулируемому единству и борьбе противоположностей в самой реальной действительности мыслимого.

Иллюзорность суждении по мнению для них прежде всего была связана с ограниченностью перцептивных возможностей органов чувств, со слабостью разума перед вековыми предрассудками, со склонностью людей выдавать желаемое за действительное и т.п., что позже Ф.Бэкон назовет призраками пещеры, рода, рынка и театра. Перед ними еще не разверзлась пропасть между противоречиями в суждениях в результате нелогичного их построении, что ставит под сомнение истинность вывода, и объективно противоречивым становлением и развертыванием процессов всего реально сущего.

Диалектика была унаследована теми, кто оставался верен поиску единства противоположностей в мыслимом. Диалогическая мысль в античности мощным потоком влилась в менталитет эпохи эллинизма. Начиная с отцов церкви и философов – богословов средневековья для всей истории европейской культуры встала задача выявления исходных оснований в, казалось бы, вполне обоснованных, но противоречащих друг другу, сказанных о принципах и началах, о чувственном опыте и разуме, о страстях души, о природе света, об истинном знании и заблуждении, о трансцендентальном и трансцендентном, о воле и представлении, о бытии и времени, о словах и вещах.

В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она – форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала на теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознаннее всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них противоположность их мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно – телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов и действий.

Мышление первых философов в форме явного диалога настойчиво и упорно формировало всеобщий способ выявления и разрешения противоречий содержательно мыслимом. Этому способствовало и то, что начиная с античности наибольшую трудность для мышления составляли прежде всего прямые смысловые взаимоисключения (противоречие) «парных» всеобщих категорий мышления как такового.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.

Главная проблема диалектика – развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется цельностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и определенно уже не находится в нём). Движение также является способом связи в материальном мире.

Способом понимания диалектики развития основополагающим являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математике и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    10.4 Прагматическая теория истины
      В классическом прагматизме Ч.С.Пирса и его последователей носителем истины признается идея — термин, свободно используемый этими философами для обозначения мнений, полаганий, утверждений ...

    Понятие науки
    Объект исследования в науке под объектом исследования подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований ...

    9.3 Эпистемическая логика
      В качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используется особый вид интенсиональной логики – эпистемическая логика. Эт ...