PhilosophyDay
Современная философия
О диалектикеКатегории диалектики / О диалектикеСтраница 1
Диалектика – умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия.
Иллюзорность суждении по мнению для них прежде всего была связана с ограниченностью перцептивных возможностей органов чувств, со слабостью разума перед вековыми предрассудками, со склонностью людей выдавать желаемое за действительное и т.п., что позже Ф.Бэкон назовет призраками пещеры, рода, рынка и театра. Перед ними еще не разверзлась пропасть между противоречиями в суждениях в результате нелогичного их построении, что ставит под сомнение истинность вывода, и объективно противоречивым становлением и развертыванием процессов всего реально сущего.
Диалектика была унаследована теми, кто оставался верен поиску единства противоположностей в мыслимом. Диалогическая мысль в античности мощным потоком влилась в менталитет эпохи эллинизма. Начиная с отцов церкви и философов – богословов средневековья для всей истории европейской культуры встала задача выявления исходных оснований в, казалось бы, вполне обоснованных, но противоречащих друг другу, сказанных о принципах и началах, о чувственном опыте и разуме, о страстях души, о природе света, об истинном знании и заблуждении, о трансцендентальном и трансцендентном, о воле и представлении, о бытии и времени, о словах и вещах.
В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она – форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала на теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознаннее всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них противоположность их мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно – телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов и действий.
Мышление первых философов в форме явного диалога настойчиво и упорно формировало всеобщий способ выявления и разрешения противоречий содержательно мыслимом. Этому способствовало и то, что начиная с античности наибольшую трудность для мышления составляли прежде всего прямые смысловые взаимоисключения (противоречие) «парных» всеобщих категорий мышления как такового.
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории, принципы.
Главная проблема диалектика – развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется цельностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и определенно уже не находится в нём). Движение также является способом связи в материальном мире.
Способом понимания диалектики развития основополагающим являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математике и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности.
Смотрите также
10.5 Ревизионная
теория истины
Ревизионная
теория истины[505] призвана анализировать
парадоксы типа парадокса лжеца (или парадокса Эпименида), которые показывают,
что полагания здравого смысла относительно истины могут ...
5.4 Теория речевых актов Дж.Остина
Переход
от интенциональных состояний к лингвистическим актам активно обсуждался еще в
лингвистической философии в связи с употреблением выражения "Я знаю".
Как известно, предста ...
1.2 Логико-семантические идеи Г.Фреге
Аналитическая
философия возникла на волне интереса к формальной логике, которая, обогатившись
новыми методами, с середины XIX века начинает бурно развиваться[17]. К этому необходимо добави ...