Бенедикт Спиноза как историк
Другая философия / Бенедикт Спиноза как историк
Страница 2

Отражены в философии Спинозы и основные принципы работы с историческими источниками. Подобный источниковедческий анализ был предложен Декартом, чьим последователем и был Спиноза. Здесь можно выделить четыре основных принципа:

1.

необходимо охватить наибольшее количество исторических источников по интересующей проблеме;

2. нужно разделить исследовательское пространство на более простые для разрешения задачи;

3. руководствуйтесь принципом восхождения от простого к сложному;

4. составлений записей, описаний, систематизация материала.

Философ останавливает своё внимание на проблеме источников. Спиноза считает, что важным является привлечение наибольшего количества источников, причём историческим источником могут послужить и различные маргинальные пометы на полях, которые он сам использовал при изучении Священного Писания. Однако Спиноза повторяет обозначенный Фукидидом принцип аутопсии. Такой вывод можно сделать исходя из выделения четырёх вида познания:

1. мнение

2. чувственное познание:

3. рациональное познание;

4. интуитивное познание.

В этом классификации самой низкой степенью познанию отличается мнение – чужие рассуждения и мысли, в том числе письменные источники. Бόльшую ценность для историка представляет информация, полученная с помощью метода самоучастия, будь то чувственное, рациональное или интуитивное познание.

Рассмотрим, как решает Спиноза проблему времени. Вслед за Декартом он выделяет три понятия: время (tempus), длительность (duration) и вечность (aeternitas). Вечность – это способ бытия божественного, а длительность – это бытие тварное. Отсюда вытекает различие между вечностью божественного бытия и длительностью тварных вещей. Что качается времени, то оно служит лишь средством измерения длительности: "Чтобы определить длительность вещи, мы сравниваем её с длительностью вещей, имеющих прочное и определённое движение, и это сравнение называется временем". Длительность может быть длиннее или короче, она по своей природе делима и значит, состоит из частей. В этом положении Спиноза соглашается с членением хода человеческой истории на периоды: века, эпохи. Длительность, в которой живёт человечество, полностью зависит от Бога. Бытие тварных вещей вечно потому, что вечен Бог. Длительность, в свою очередь, - реальная, бытийная основа времени. Длительность является посредником между вечностью как атрибутом Бога и временем как субъективным способом измерять объективную длительность.

Таким образом, общепринятое понятие о времени подменяется у Спинозы термином длительность, которая совмещает в себе и само время существования вещи в тварном мире и её развитие.

Согласно Бенедикту Спинозе, все предметы земного мира могут существовать лишь в пространстве, которое философ называет также протяжением. Пространство "есть то, что состоит из трёх измерений, но мы под этим не понимаем ни акта распространения, ни чего-либо, от величины". Божественная субстанция стремится заполнить пространство. Природа тела или материи состоит только в протяжении. Пустота не может существовать потому, что это небытие. Пустоты не ни в тварном, ни в божественном мире. Как говорил сам Спиноза: "пустота сама по себе противоречивое понятие". Историческое пространство остаётся само по себе неизменным, а подвергают его трансформации различные вещи и материи, исторические личности и события могут искажать пространство, ведь пространство и тело в действительности не различаются и оказывают совместное влияние.

Хотя Бенедикт Спиноза не являлся профессиональным историком и был далёк от исторической науки, он всё же сумел привнести свои собственные принципы историзма. Изложил принципиально новый взгляд на время, пространство и развитие, а также дополнил основные положения касаемо источниковедческой критики.

Философия Спинозы оказала влияние на развитие классической философии, на Лессинга, Гёте, Гердера, Шеллинга, Гегеля и продолжает привлекать своей уникальностью и глубиной.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    10.2 Корреспондентная теория истины
      Основная идея корреспондентной истины обманчиво проста: предложение истинно, если и только если оно соответствует фактам (или действительности). Эта теория должна прежде всего определя ...

    Философия и наука.
    Выявление специфики философского знания предполагает исследование различных форм овладения человеком действительности. Кроме   практического отношения к действительности существуют другие нормообраз ...

    6.1 Номинализм в аналитической философии
      Спор номиналистических и платонистских концепций в связи с интерпретацией языковых выражений, прежде всего так называемых абстрактных сущностей, принадлежит более чем почтенной традиции. ...