Французское Просвещение XVIII в.
Другая философия / Западноевропейское Просвещение XVII–XVIII вв / Французское Просвещение XVIII в.
Страница 2

Человеческое общество возникло в результате договора между людьми. Люди поняли взаимную выгоду от сотрудничества и согласились ограничить свою свободу, вверив свою безопасность государству и правителям.

Но люди – продукты обстоятельств, т.е. социальной среды. Исключительную роль в ее формировании играет государственный строй. Однако такого строя, который вполне удовлетворял бы требованиям разума, история еще не знала. Чрезмерная власть в одних государствах вела к деспотизму, чрезмерная свобода в других – к своеволию, когда деспотом становился каждый. Значит, чтобы облагородить нравы и обычаи людей, надо обстоятельства сделать более человечными. Решающую роль в этом должно сыграть просвещение.

Идея улучшения жизни людей и их самих посредством изменения государственного строя, конечно же, идеологически подготавливала Великую французскую революцию (1789-1794). Но подлинным выразителем якобинской диктатуры стал Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Уже в первом своем небольшом сочинении «Рассуждения о науках искусства», он с редким красноречием и силой убеждения показал, что развитие наук и искусств со времен Возрождения не улучшало, а лишь ухудшало нравы людей.

Плоды цивилизации не только оставались не доступными для народа в силу его бесправного положения, но и оказали отрицательное влияние на его жизнь. Главной причиной этого является социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным, неравенством во владении землей, орудиями труда. Без уничтожения этого неравенства изменить жизнь людей к лучшему невозможно.

Развеяв таким образом надежды просветителей, Руссо набрасывает впечатляющую общую картину пути, пройденного человечеством и перспектив его развития. В начале, по Руссо, существовало «естественное состояние» общества, когда люди были равны и свободны. «Способность к совершенствованию», заложенная в них, приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и неравенство людей, а затем для защиты частной собственности в результате договора между людьми и государством и вместе с ними политическое неравенство. Оно достигает высшей точки в деспотическом государстве, где все уравнены в бесправии перед лицом деспота.

Но, в конце - концов, сила бесправного большинства свергнет власть деспотов и ликвидирует неравенство. Люди заключат новый договор и создадут новое государство, в котором верховная власть будет принадлежать народу. Чтобы это произошло, люди должны быть соответствующим образом воспитаны. Так что воспитанию, которое должно строиться на развитии естественных задатков и способностей ребенка и исключать всякое насилие над его личностью, принадлежит решающая роль в формировании гражданина будущего общества и государства. Так Руссо, фактически возвращается к просветителям.

Однако не это привлекло внимание к его учению, а его вывод о том, что право народов на восстание против тиранов предписано самой природой и запечатлено в человеческом разуме. Именно этот вывод стал путеводной звездой для многих мыслителей и политиков разных стран и народов и до сих пор вдохновляет многих правдоискателей в хорошем смысле этого слова.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    7.3 Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона
      Семантика Дэвидсона развивалась в полемике с представлениями Куайна о переводе, где понятие 'перевод' понимается как включающее интерпретацию того, что говорится на нашем родном или друго ...

    Древнегреческая философия. Аристотель.
    Бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмет ...

    6.1 Номинализм в аналитической философии
      Спор номиналистических и платонистских концепций в связи с интерпретацией языковых выражений, прежде всего так называемых абстрактных сущностей, принадлежит более чем почтенной традиции. ...