PhilosophyDay
Современная философия
Французское Просвещение XVIII в.Другая философия / Западноевропейское Просвещение XVII–XVIII вв / Французское Просвещение XVIII в.Страница 2
Человеческое общество возникло в результате договора между людьми. Люди поняли взаимную выгоду от сотрудничества и согласились ограничить свою свободу, вверив свою безопасность государству и правителям.
Идея улучшения жизни людей и их самих посредством изменения государственного строя, конечно же, идеологически подготавливала Великую французскую революцию (1789-1794). Но подлинным выразителем якобинской диктатуры стал Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Уже в первом своем небольшом сочинении «Рассуждения о науках искусства», он с редким красноречием и силой убеждения показал, что развитие наук и искусств со времен Возрождения не улучшало, а лишь ухудшало нравы людей.
Плоды цивилизации не только оставались не доступными для народа в силу его бесправного положения, но и оказали отрицательное влияние на его жизнь. Главной причиной этого является социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным, неравенством во владении землей, орудиями труда. Без уничтожения этого неравенства изменить жизнь людей к лучшему невозможно.
Развеяв таким образом надежды просветителей, Руссо набрасывает впечатляющую общую картину пути, пройденного человечеством и перспектив его развития. В начале, по Руссо, существовало «естественное состояние» общества, когда люди были равны и свободны. «Способность к совершенствованию», заложенная в них, приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и неравенство людей, а затем для защиты частной собственности в результате договора между людьми и государством и вместе с ними политическое неравенство. Оно достигает высшей точки в деспотическом государстве, где все уравнены в бесправии перед лицом деспота.
Но, в конце - концов, сила бесправного большинства свергнет власть деспотов и ликвидирует неравенство. Люди заключат новый договор и создадут новое государство, в котором верховная власть будет принадлежать народу. Чтобы это произошло, люди должны быть соответствующим образом воспитаны. Так что воспитанию, которое должно строиться на развитии естественных задатков и способностей ребенка и исключать всякое насилие над его личностью, принадлежит решающая роль в формировании гражданина будущего общества и государства. Так Руссо, фактически возвращается к просветителям.
Однако не это привлекло внимание к его учению, а его вывод о том, что право народов на восстание против тиранов предписано самой природой и запечатлено в человеческом разуме. Именно этот вывод стал путеводной звездой для многих мыслителей и политиков разных стран и народов и до сих пор вдохновляет многих правдоискателей в хорошем смысле этого слова.
Смотрите также
10.3 Дефляционная
теория истины
В
рамках концепции значения как условий истинности может предполагаться, что T-теории трактуются дефляционным
способом — так, чтобы они не отсылали к объекту (предмету) или состоянию дел.
...
Предмет и функции философии
Первой исторической формой философского мышления была
натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-
роды. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии,
...
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...