PhilosophyDay
Современная философия
Французское Просвещение XVIII в.Другая философия / Западноевропейское Просвещение XVII–XVIII вв / Французское Просвещение XVIII в.Страница 2
Человеческое общество возникло в результате договора между людьми. Люди поняли взаимную выгоду от сотрудничества и согласились ограничить свою свободу, вверив свою безопасность государству и правителям.
Идея улучшения жизни людей и их самих посредством изменения государственного строя, конечно же, идеологически подготавливала Великую французскую революцию (1789-1794). Но подлинным выразителем якобинской диктатуры стал Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Уже в первом своем небольшом сочинении «Рассуждения о науках искусства», он с редким красноречием и силой убеждения показал, что развитие наук и искусств со времен Возрождения не улучшало, а лишь ухудшало нравы людей.
Плоды цивилизации не только оставались не доступными для народа в силу его бесправного положения, но и оказали отрицательное влияние на его жизнь. Главной причиной этого является социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным, неравенством во владении землей, орудиями труда. Без уничтожения этого неравенства изменить жизнь людей к лучшему невозможно.
Развеяв таким образом надежды просветителей, Руссо набрасывает впечатляющую общую картину пути, пройденного человечеством и перспектив его развития. В начале, по Руссо, существовало «естественное состояние» общества, когда люди были равны и свободны. «Способность к совершенствованию», заложенная в них, приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и неравенство людей, а затем для защиты частной собственности в результате договора между людьми и государством и вместе с ними политическое неравенство. Оно достигает высшей точки в деспотическом государстве, где все уравнены в бесправии перед лицом деспота.
Но, в конце - концов, сила бесправного большинства свергнет власть деспотов и ликвидирует неравенство. Люди заключат новый договор и создадут новое государство, в котором верховная власть будет принадлежать народу. Чтобы это произошло, люди должны быть соответствующим образом воспитаны. Так что воспитанию, которое должно строиться на развитии естественных задатков и способностей ребенка и исключать всякое насилие над его личностью, принадлежит решающая роль в формировании гражданина будущего общества и государства. Так Руссо, фактически возвращается к просветителям.
Однако не это привлекло внимание к его учению, а его вывод о том, что право народов на восстание против тиранов предписано самой природой и запечатлено в человеческом разуме. Именно этот вывод стал путеводной звездой для многих мыслителей и политиков разных стран и народов и до сих пор вдохновляет многих правдоискателей в хорошем смысле этого слова.
Смотрите также
9.1 Бертран Рассел: знание вещей и
знание истин
В
теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием
вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использо ...
3.1 Критерий верификации
Возможность
верификации предложения как критерий значения этого предложения обычно
связывают с началом деятельности Венского кружка. В действительности идея
верифицируемости не является о ...
Древнегреческая философия. Платон.
Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению
к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.-
Материальный мир создан из хаоса, бесформ ...