PhilosophyDay
Современная философия
Понятие «качество»Другая философия / Закон взаимоперехода количества и качества / Понятие «качество»
В повседневной жизни мы познаем в ощущениях предметы материального мира, их качества. В свое время Гегель определял качество «как тождественную с бытием определенность».
Это подчеркивает, что предмет и качество неотделимы друг от друга.
Вещей и предметов много, но мы отличаем их друг от друга. Растения отличаем от минералов, кислоты от воды и т.д. Это происходит потому, что вещи имеют что-то характерное только для них, то, что их отличает от других вещей. Эта определенная характерность и называется качеством в философии. Благодаря качеству мы фиксируем в нашем сознании вещи, не отождествляя их друг с другом. Качество рассматривает в совокупности ряд существенных признаков, а не какую-то сторону, тенденцию предметов или процессов. Качество есть то, что характеризует данный предмет как таковой, что отличает его от других предметов. Если качество вещей изменяется, то и сами вещи или предметы меняются. Качественные различия характерны не только для предметов, явлений, но и для определенных фаз, периодов развития объекта. Так, в жизни человека можно выделить детство, юность, зрелость и старость. Познание качества всегда начинается с познания отдельных свойств, признаков предмета. При посредстве слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания узнаются различные свойства, признаки предметов: размеры, цвет, звук, запах, твердость и т.д. Это происходит на чувственной степени познания.
Мышление человека в процессе познания перерабатывает их и объединяет в единое целое. Свойство есть способ проявления качества данного предмета. Если качество характеризует предметы и явления с общих позиций, то свойство выражает лишь ту или иную сторону, часть. Качество можно определить как единство всех свойств данного предмета.
Изменение отдельных свойств не ведет в известных условиях к изменению качества вещи. Например, некоторые проводники при температурах, близких к абсолютному нулю, теряют сопротивление, и электрический ток их не нагревает, но при этом ток не перестал быть током.
Смотрите также
7.4 Молекуляризм М.Даммита
Возможные
аргументы против холистической семантики будут направлены прежде всего на само
понимание природы связи между истиной и значением. Возможна позиция, состоящая
в том, что метафизи ...
3.5 Формирование представлений о
конвенционализме в философии науки Венского кружка
Полемика
логических эмпиристов с неокантианцами была инициирована развитием точных наук
в начале ХХ века. Последнее сказалось не просто в появлении новых образцов
хорошей науки, которым н ...
2.1 Логический атомизм: язык как
средство остановки регресса
Мысль
о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к
Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами
определения и преобразования ...