PhilosophyDay
Современная философия
Категории диалектики.Другая философия / Диалектика как учение о развитии и способ философствования / Категории диалектики.Страница 2
С категорией общее тесно связана категория сущность. Она отражает совокупность глубинных связей и отношений, определяющих основные черты и тенденции развития предмета, материальной системы. Постигнуть сущность какого-либо объекта – это, значит, понять причину его возникновения, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства.
Сущность и явление – различные стороны действительности, они связаны друг с другом в едином предмете, определенной области реального мира. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явления отражают сущность. Отношение сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться.
Сущность выражается во множестве ее внешних проявлений. Вместе с тем в явлениях сущность может не только выражаться, но и маскироваться. В процессе чувственного познания мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не таковыми, каковы они есть на самом деле. Это – видимость или кажимость. Но видимость не есть порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений в объективных условиях наблюдения. Сторонники геоцентризма принимали видимое неподвижное состояние Земли за действительное. Явление может искажать сущность.
Постижение вещей, предметов и событий в их сущности – основная задача науки. Если бы они совпадали друг с другом, то всякая наука была бы излишня.
Важное значение для осмысления процессов развития предметов и явлений имеют категории содержания и формы. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Так содержание современной эпохи можно определить как становление информационного общества, формой которого является антропогенная цивилизация.
Форма и содержание представляют собой определенное отношение не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.
Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Так, мысль есть идеальная форма отражения действительности и вместе с тем составляет содержание нервно-физиологических процессов.
Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Ведущей стороной в их единстве является содержание. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы проявляется в том, что она может несколько отставать от развития содержания, что ведет к несоответствию одного другому. В этом случае между формой и содержанием созревает противоречие, которое обостряется. Наступает необходимость замены старой формы новой, соответствующей содержанию.
Смотрите также
13.4 Физикализм
Материалистическое понимание сознания в
основном представлено тезисом тождество ментального и физического. Это тождество,
в свою очередь, может пониматься или не пониматься редукционистски ...
Гегель разделил познание на: инструмент (логич мышление) и основную форму (понятие).
В основе рац познания лежит диалектическая логика.- Переосмыслить природу
понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и
объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества ...
Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека)
Введение
Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю
"миром", мировой данностью, необходимостью. "Мир сей" не
есть космос, он есть некосмическое состояни ...