PhilosophyDay
Современная философия
2.4.4 ‘Сказанное’ и ‘показанное’Другая философия / Аналитическая философия / 2. Программа
логического атомизма / 2.4 Логический атомизм
"Трактата": от синтаксиса к онтологии / 2.4.4 ‘Сказанное’ и ‘показанное’Страница 1
Тема внутренних и внешних свойств и отношений получает развитие в концепции, устанавливающей различие между тем, что предложение говорит (gesagt
), и тем, что оно показывает (gezeigt
).
логическую форму действительности» [4.121].
Действительно, синтаксис элементарного предложения наполняет символической интенцией компоненты предложения, но о самом синтаксисе в предложении речи не идет. Предложение не говорит о своем синтаксисе, он сам выражается в языке [4.121]. Внутренние свойства (или черты [4.1221]) синтаксической структуры показывают внутренние свойства изображаемого факта. Но предложение не только показывает, оно нечто говорит. Содержанием своих компонентов оно говорит о внешних свойствах и отношениях.
Так, предложение ‘fa
’ не говорит, что а
– это предмет, а f
– это внешнее свойство, своей логической формой оно показывает, что в предложении речь идет о предмете аи свойстве f
, и говорит, что а
обладает свойством f
. Пусть, например, предложение “Сократ – человек” является элементарным. Оно не говорит, что Сократявляется предметом. Это показано наличием имени ‘Сократ’. Но оно говорит, что Сократу присуще свойство быть человеком. Также и в предложении ‘Ф(а
,b
)’ не говорится, что а
и b
– предметы, а Ф – отношение. Это показано символическими особенностями имен ‘a
’ и ‘b
’ и функционального знака ‘Ф’. Говорит же данное предложение об определенном отношении а
и b
.
С точки зрения показанного и сказанного различие внутреннего и внешнего можно провести и так: внутренние черты суть те, что показывают способность предложения изображать данное положение дел; внешние свойства и отношения суть те, о которых предложение говорит как о характеристиках именно этого положения дел. Скажем, предложение “Сократ учитель Платона” своей логической формой ‘Y(x
Смотрите также
1.2 Логико-семантические идеи Г.Фреге
Аналитическая
философия возникла на волне интереса к формальной логике, которая, обогатившись
новыми методами, с середины XIX века начинает бурно развиваться[17]. К этому необходимо добави ...
Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека)
Введение
Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю
"миром", мировой данностью, необходимостью. "Мир сей" не
есть космос, он есть некосмическое состояни ...
11.1 Эпистемологический и
онтологический плюрализм Н.Гудмена
Нельзя
провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом
дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах
"Способов создания миро ...