PhilosophyDay
Современная философия
4.2.1 Метод парафразыДругая философия / Аналитическая философия / 4. Львовско-Варшавская
логическая школа и ее влияние на АФ / 4.2 Радикальный конвенционализм
К.Айдукевича / 4.2.1 Метод парафразыСтраница 2
Таким образом, метод парафразы по Айдукевичу заключается в использовании логики при решении философских проблем, сформулированных в естественном языке. При реконструкции метода парафраз удается выделить следующие этапы [201]:
1) формулирование рассматриваемой проблемы;
2) выбор соответствующего логического утверждения, причем логика в этом случае понимается достаточно широко и включает металогику;
3) установление корреляции между выражениями из 1) и выражениями утверждений, выбранных на втором этапе, например, "быть физическим" — переменная V, "быть психическим" — переменная W, "совместное вхождение" — "равнообъемность";
4) конструирование парафразы, т.
5) обоснование парафразы;
6) получение следствий из парафразы;
7) оценка следствий с точки зрения исследуемой философской проблемы.
Сущность процедуры перефразирования заключается в обосновании законности парафразы. В частности конструирование парафразы не состоит только из подстановки, поскольку подстановка ведет от формул, построенных из констант и переменных к другим формулам, также построенным из констант и переменных. Перефразирование же приводит к обобщению предложений логики. Возможно, выражение "обобщение предложений логики" у Айдукевича не совсем удачно, но его интенция очевидна: перефразирование является операцией образования смыслов и не обосновывается семиотическими свойствами перефразированного утверждения логики.
Необходимо особенно подчеркнуть, что для Айдукевича понятие "язык" — это необязательно естественный язык, например, бытового общения, но прежде всего инструмент, позволяющий формулировать определенные научные вопросы, а поэтому исследование нормализации значений парафразы приобретает основополагающий характер. Из приведенных высказываний Айдукевича видно, что в момент их формулирования он склонялся к принятию метода постулатов значений как метода нормализации значений и эта позиция находила выражение в ориентации на конвенционализм в период между двумя войнами. Позже конвенционализм был оставлен, однако нахождение связи между словарем философских проблем и словарем логики Айдукевич считал действием, которое не может быть редуцировано к известным "семантическим фактам", а поэтому перефразирование всегда содержит неустранимый конструктивный элемент.
Хотя метод парафраз был типичным аналитическим методом, используемым Айдукевичем, он не считал его единственным и универсальным в своей аналитической стратегии, поскольку сфера перефразирования естественным образом ограничивается сферой применения самой логики как основы этого метода. В работах Айдукевича можно встретить ряд других подробнейших анализов семантических понятий, однако именно метод парафраз был характерным для его творчества. Вместе с тем перефразирование не является простым переводом из языка философии на язык логики, ибо этот перевод сопровождается операцией образования смыслов, позволяющей одновременно использовать понятийный аппарат логики.
Семантическая эпистемология заключается в получении теоретико-познавательных выводов из утверждений о семантических свойствах языка. Эпистемологические же взгляды Айдукевича эволюционировали от радикального конвенционализма до крайнего эмпиризма, а вместе с их изменением менялось и соотношение между эпистемологией и онтологией в его творчестве. Будучи радикальным конвенционалистом, Айдукевич воздерживался от выводов онтологического характера, но со временем он все решительнее придерживался мнения о том, что из теории познания удастся получить утверждения о реальности.
Смотрите также
13.6 Репрезентативное сознание
Согласно распространенному убеждению,
сознание репрезентативно и интенционально. Репрезентативность предполагает, что
сознание таково, что его (по крайней мере, некоторые) содержания указы ...
7.2 Концепция онтологической
относительности и холистический тезис Куайна
Известный
"онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением
квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия,
...
8.2 Инструменталистская семантика
(М.Даммит, Г.Кастаньеда)
Исследователи,
стоящие на позициях эпистемической (верификационистской, инструменталистской)
семантики, сами не употребляют этого названия. Однако речь идет о семантике,
которая выделяет ...