PhilosophyDay
Современная философия
11.2.1 Эпистемологические основания концепции
лингвистической относительностиДругая философия / Аналитическая философия / 11. Конструктивистская
парадигма и расширенные теории референции / 11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа / 11.2.1 Эпистемологические основания концепции
лингвистической относительностиСтраница 4
В работах Уорфа рассматриваются главным образом фундаментальные представления — категории субстанции, времени, пространства, т.е. как раз те, которые, как можно предположить без привлечения дополнительных допущений, с наибольшей вероятностью должны были бы являться общими для всех людей.
Уместный здесь вопрос может быть сформулирован так: о чем идет речь в таком обсуждении — о категориальной структуре человеческого мышления или о конкретном содержании соответствующих понятий? Если мы считаем, что категории являются формами мышления, то должны будем признать, что у нас нет оснований считать возможным "непредметное" мышление, не связанное с представлениями о предмете и его свойствах (которые навязываются нам категориями субстанции и акциденции). Точно так же вряд ли возможен естественный язык, лишенный всяких выразительных средств, позволяющих мыслить в нем
качественно-количественные или пространственно-временные характеристики предметов. Единственный пункт в работах Уорфа, ставящий под сомнение "предметность" мышления, — утверждение, что в языке племени нутка нет деления на существительные и глаголы, а есть только один класс слов для всех видов явлений, — оставляет много неясностей. Сепир, напротив, настаивал на универсальности этого деления:
Какой бы неуловимый характер ни носило в отдельных случаях различение имени (существительного) и глагола, нет такого языка, который вовсе бы пренебрегал этим различением. Иначе обстоит дело с другими частями речи. Ни одна из них для жизни языка не является абсолютно необходимой[573].
Итак, исследования Уорфа ставят под вопрос всеобщность категорий мышления как форм связи
некоторого мыслительного содержания.
Смотрите также
13.2 Бихевиористская редукция
сознания
Скептические
выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с
такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно
выражению Патриции Ч ...
9.1 Бертран Рассел: знание вещей и
знание истин
В
теории познания Рассела важную роль играет различие между двумя видами знания: знанием
вещей и знанием истин. Эти виды соответствуют двум разным
смыслам, в которых вообще может использо ...
2.4 Логический атомизм
"Трактата": от синтаксиса к онтологии
Как
уже указывалось, основной грамматической категорией ЛФТ является
предложение (Satz). Почему именно предложение? При ответе на этот вопрос необходимо
учитывать как логическую, так и фи ...