PhilosophyDay
Современная философия
11.2.1 Эпистемологические основания концепции
лингвистической относительностиДругая философия / Аналитическая философия / 11. Конструктивистская
парадигма и расширенные теории референции / 11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа / 11.2.1 Эпистемологические основания концепции
лингвистической относительностиСтраница 4
В работах Уорфа рассматриваются главным образом фундаментальные представления — категории субстанции, времени, пространства, т.е. как раз те, которые, как можно предположить без привлечения дополнительных допущений, с наибольшей вероятностью должны были бы являться общими для всех людей.
Уместный здесь вопрос может быть сформулирован так: о чем идет речь в таком обсуждении — о категориальной структуре человеческого мышления или о конкретном содержании соответствующих понятий? Если мы считаем, что категории являются формами мышления, то должны будем признать, что у нас нет оснований считать возможным "непредметное" мышление, не связанное с представлениями о предмете и его свойствах (которые навязываются нам категориями субстанции и акциденции). Точно так же вряд ли возможен естественный язык, лишенный всяких выразительных средств, позволяющих мыслить в нем
качественно-количественные или пространственно-временные характеристики предметов. Единственный пункт в работах Уорфа, ставящий под сомнение "предметность" мышления, — утверждение, что в языке племени нутка нет деления на существительные и глаголы, а есть только один класс слов для всех видов явлений, — оставляет много неясностей. Сепир, напротив, настаивал на универсальности этого деления:
Какой бы неуловимый характер ни носило в отдельных случаях различение имени (существительного) и глагола, нет такого языка, который вовсе бы пренебрегал этим различением. Иначе обстоит дело с другими частями речи. Ни одна из них для жизни языка не является абсолютно необходимой[573].
Итак, исследования Уорфа ставят под вопрос всеобщность категорий мышления как форм связи
некоторого мыслительного содержания.
Смотрите также
12.1 Концепция понимания языка
М.Даммита
Характеризуя
роль Даммита в том, что можно было бы назвать "сменой когнитивных парадигм
в аналитической философии языка", В.В.Петров писал: "В конце 60-х —
начале 70-х годо ...
Философия Французского Просвещения.- 18 век.
Проблема человека, гуманизм.- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека,
говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов
от состояния тела. Смерть тела – прекраще ...
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...