PhilosophyDay
Современная философия
12.4.1 Исходные концепты при постановке проблемыДругая философия / Аналитическая философия / / 12.4 Аналитическая философия и
герменевтика (К.-О.Апель) / 12.4.1 Исходные концепты при постановке проблемыСтраница 3
Из этого вытекает требование, чтобы описатель языковой игры принимал в ней участие
. Философ как критик языка, осуществляя описание языковой игры, сам претендует на специфическую языковую игру, т.
Но это участие
означает также определенное противоречие тезису Витгенштейна о том, что у множества подразумеваемых им «языковых игр» нет между собой ничего общего
за исключением определенного «семейного сходства». Апель считает, что это общее
существует и заключается в том, что вместе с обучением одному
языку, с успешной социализацией в одной
связанной с употреблением языка «форме жизни», происходит обучение единственной
языковой игре, а значит, и социализация в единственнойчеловеческой форме жизни. При этом обретается компетенция
для осуществления рефлексии над собственным языком или формой жизни и для осуществления коммуникации со всеми другими языковыми играми. А в качестве постулируемой контролирующей инстанции человеческого следования правилу Апель предлагает в нормативном смысле идеальную языковую игру идеального коммуникативного сообщества.
Эту игру Апель называет также «трансцендентальной языковой игрой», всегда предвосхищаемой в фактической языковой игре.
Таким образом, анализируя специфику понимания природы языка в истории философии Апель выделяет два подхода к языку. Первая «парадигма» (восходящая к античности) предполагает, что сам процесс мышления обходится без участия языка, а результаты познавательного процесса облекаются в языковую форму, чтобы передать их другим. Здесь языку отводится вспомогательная по отношению к мышлению функция обозначения и сообщения. Другая «парадигма» (витгенштейновская) исходит из постулата об идентичности структур языка и структур мира и рассматривает коммуникацию как «приватное кодирование» (говорящим) и «приватное декодирование» (слушателем) сообщений о состоянии вещей в том виде, в котором они могут быть представлены благодаря априорно идентичной для всех структур языка. Для обоих указанных подходов характерно рассмотрение мышления в обособленности от языка, им несвойственно понимание коммуникации как необходимого условия возможности рефлексивного мышления в форме «внутреннего разговора». Апель критикует оба подхода, обозначая в качестве альтернативы путь трансформации трансцендентальной философии в русле философии языка. Результатом данной трансформации призвано стать переосмысление с позиций философии языка природы понятийного мышления, предметного познания и осмысленного действия.
Смотрите также
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...
3.2 Основные положения феноменализма
в Венском кружке
Суть феноменалистского направления заключается в
следующем. Члены Венского кружка предприняли попытку показать, что осмысленные
выражения всегда могут быть сведены либо к эмпирическим выск ...
3.4 Дискуссия о языке наблюдения
Исходной
точкой исследований венцев был "Трактат", согласно одному из
фундаментальных тезисов которого утверждение истинно, если факт или состояние
дел, выраженные этим утвержде ...