Философская концепция человека: природный индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общения и целостного освоения мира культуры
Другая философия / История развития философской науки / Философская концепция человека: природный индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общения и целостного освоения мира культуры

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ. 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел.

и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц. роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел., фиксируя только его внешнее поведение, кот. не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл. более глубокой.

Личность - индивидуальное выражение общ. отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм. Личностные кач. чел. в таком случае есть производное от его соц. образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность состоит из трех основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц. факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл. мировоззрение. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел. биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом чел., сколько с его внутренним дух миром. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность. У каждого конкретного чел. всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. О. рассматривается в связи с философской проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб. и необходимости извечен. Люди обладают знач. свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж. этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ. возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб. воли - это способность чел. принимать решения и совершать поступки в соотв. со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел. есть сплав своб. и необход. => Свобода личности, общества закл. не в воображ. независим. от объект. законов, а в способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор. своб. присутствует в необход., т.е. необход. реализуется только через свободу, в виде бескон. цепи выбора в деятельности людей, кот., однажды начавшись, привела к данному общ. состоянию. Это означает, что в истор. процессе необход. не только сознается, но и создается. С др. стороны необход. содержиться в своб. в виде объективно даных истор. обстоятельств, объек. условий деят. людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.

    Смотрите также

    10.9 Аргументы когерентной теории обоснования и перцептуальные утверждения
      Исходный контраст между когерентными и фундаменталистскими теориями вновь проявляется при столкновении с эпистемической проблемой регресса. Очевидно, что обоснование некоторого полагания ...

    13.3 Критика психологии «первого лица»
      Наконец, базовый метод самопознания – интроспекция – не ускользает от критического внимания Райла. Он называет эту концепцию концепцией привилегированного доступа к своему собственному со ...

    9.6 Динамика знаний и убеждений
      Примечательной особенностью эпистемической логики в стиле Хинтикки (§ 9.3) является ее статичность. При построении такого рода логических систем существенным образом задействуется идеализ ...