PhilosophyDay
Современная философия
Социологизация понятий порядка и хаосаДругая философия / Понятие хаоса / Социологизация понятий порядка и хаоса
Современная ситуация в мире характеризуется резко обострившимися процессами хаотизации, поглотившими столь желанную упорядоченность.
На хаос бытовой, проявляющийся в проявлении множества воль, интересов, создающий сумятицу в экономике, накладывается хаос потревоженного естества, заявивший о себе все разрастающимся конфликтом мира естественного и мира искусственного.
Если XVIII в. можно назвать сатиричным, XIX в. - патетичным, то XX в. можно назвать катастрофичным.
Это хаос крупноисторического масштаба: первая мировая война, революция, вторая мировая и Отечественная войны, крушение политических режимов стран Восточной Европы, афганская и чеченская войны .
Социологизация понятий порядка и хаоса имели своим следствием принципиально отрицательные отношения к хаосогенным структурам и полное принятие упорядоченных. С новой силой прозвучал древнекитайский вывод из книги "Дао-дэ цзин": "Непочитание мудрости, назначение на должность неспособных - в результате хаос в стране".
Распространился призыв к тому, чтобы сильная рука приостановила сползание к хаосу.
Хаос же отождествлялся с беспорядком и отражал такое состояние общественной системы, когда функционирование ее рассогласованных элементов было сопряжено с появлением предсказуемых последствий и вело к деградации и распаду.
Между тем такая понятная и даже оправданная в размеренном человеческом бытии позиция при своей абсолютности искажала картину мира. Она вступала в конфликт с естествознанием, представляющим процесс развития как взаимосвязь структурирования и хаотизации.
Она была несовместима с видением мира, учитывающим не только особенности структурогенеза, но и разупорядочивания.
Кроме того, социологизация категорий порядка и хаоса, выявляющая исключительно предпочтение порядку и негативное отношение к хаосу, шла вразрез с глубоко философской традицией.
Смотрите также
Предмет и функции философии
Первой исторической формой философского мышления была
натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-
роды. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии,
...
2.1 Логический атомизм: язык как
средство остановки регресса
Мысль
о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к
Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами
определения и преобразования ...
Влияние абсурда на человеческое бытие
«Посторонний». Основываясь на принципах «моя свобода», «моя страсть»,
«мой бунт», Камю пишет повесть «Посторонний».
Повесть заставляет задуматься. Вроде бы ничего нет в ней, это история
...