PhilosophyDay
Современная философия
КонсерватизмДругая философия / Политические идеологии / КонсерватизмСтраница 1
Консерватизм как идеология – вечный оппонент либерализма и революционных доктрин. Скажем, если либерализм всегда выступает за изменения и нововведения, то консерватизм подчеркивает важность сохранения верности обычаям и традициям, опыту предков.
разновидность идейно-политического течения, выдвигающего в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.
История современного консерватизма начинается со времен Великой французской революции конца ХVIII века, а именно с опубликования в 1790 году эссе английского политического деятеля и политического философа того времени Э. Берка. Именно с того времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая, восходящая к французским мыслителям Ж. Де Местру и Л. де Бональду, вторая – к английскому мыслителю Э. Берку. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин.
В отличие от либерализма консерватизм в принципе не имеет однозначного идейного содержания и принимает различные формы в разные исторические периоды. Общей является лишь идея верности традициям, ценностям или сохранения структурного статус-кво. Характерная особенность консерватизма – способность изменяться в ответ на перемены в обществе. Содержание конкретных консервативных доктрин серьезно зависит от содержания противостоящих им идейных течений, является вторичным по отношению к ним. Отсюда выражение Б. Гудвина, что «консерватизм – это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага».
Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдвинутым европейским Просвещением и Великой французской революцией идеям индивидуализма, прогресса и рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Возражая И. Канту и Ж.-Ж. Руссо, которые считали, что общество создано человеком для человека, Л. де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества. Общество создается только для самого себя». Критикуя индивидуализм, Л. де Бональд говорил, что в отличие от философов Нового времени, которые создали философию «Я», «он хотел создать философию социального человека, философию «Мы». Исходя из такой постановки вопроса, он рассматривал государство как «большую семью», которой и телом, и душой принадлежат все «составляющие ее обездоленные индивидуумы».
В конструкциях отцов-основателей консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела – жизнеспособность и целостность всего его организма.
Основные принципы консерватизма как политической философии следующие:
– общество несводимо к совокупности сегодня живущих его граждан. Оно представляет собой систему норм, обычаев, традиций, институтов, моральных установлений, уходящих корнями далеко в историю. Политические принципы необходимо приспосабливать к этим обычаям и традициям;
– существующему институту следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой. Отсюда – если либерализм целенаправленно конструирует рациональные схемы в согласии с которыми собирается преобразовать общество, то консерватизм, напротив, скептически и даже неприязненно относится ко всяким умозрительным схемам, произвольному теоретизированию;
– твердая ориентация на государственный авторитет, который должен выступать проводником единой, ясно выраженной воли;
– пессимистическая оценка человеческой природы, скептическое отношение к человеческому разуму и его стремлениям улучшить общество, обеспечить счастье для всех. Отсюда – неверие в возможность социального равенства между людьми;
– представление о важнейшей роли частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.
Консерваторы не принимают так называемую перераспределительную справедливость. Справедливость предполагает распределение или перераспределение материальных благ, а это, в свою очередь, предполагает распределителя, который осуществляет этот акт в соответствии со своим субъективным пониманием добра и зла, справедливости. В свободном обществе с рыночной экономикой вообще нельзя вести речь о социальной справедливости, поскольку там нет и не может быть распределения или перераспределения. Там все действия совершаются естественным путем, и каждый участвующий в этом механизме получает свое. Речь может идти о помощи людям при несчастном случае, стихийных бедствиях, болезни, катастрофе, но не о достижении всеобщей справедливости.
Смотрите также
1.1 Брентано
Аналитическая философия, которую мы
только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной
строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и
интуи ...
Введение.
Эволюция и основные характеристики аналитической философии
Под
анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы
точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку
переписать те утверждения, кото ...
Фейербах - в середине 19 века острая критика
идеализма, религии
Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он
сотворен Богом, но на самом деле человек сотворил Бога сам.- Человек – часть
вечной природы.- Человек – психофизическое един ...