PhilosophyDay
Современная философия
Диалектика познания. Проблемы истины.Другая философия / Познание, его возможности и границы / Диалектика познания. Проблемы истины.Страница 4
Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта; в широком понимании – абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая.
Следует отметить, что нет и не может быть отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая выступает диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Абсолютное и относительное – это два необходимых момента объективной истины.
Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина – это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных условий, в которых эти явления развиваются. Если понятие «объективная истина» подчеркивает основную ее черту как верное отражение действительности, а понятие «относительная и абсолютная истина» - сам процесс ее познания, то понятие «конкретность истины» свидетельствует о возможности практического использования полученных знаний.
Таким образом, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Истина является субъективным образом объективного мира, она служит единством абсолютного и относительного, объективного и субъективного. Познание по своей природе, характеру и целям неограниченно и может давать объективное и точное отражение мира. Но истина всегда конкретна, т.е. исторически обусловлена, и имеет определенные границы применения. Именно поэтому по своему конкретному содержанию и имеющимся достижениям она является ограниченной, относительной. Процесс познания истины – постоянная борьба за преодоление ограниченности человеческих возможностей в достижении истины.
Смотрите также
2.1 Логический атомизм: язык как
средство остановки регресса
Мысль
о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к
Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами
определения и преобразования ...
7.3 Холистичность теории
интерпретации Д.Дэвидсона
Семантика
Дэвидсона развивалась в полемике с представлениями Куайна о переводе, где
понятие 'перевод' понимается как включающее интерпретацию того, что говорится
на нашем родном или друго ...
11.2 Гипотеза лингвистической
относительности Сепира — Уорфа
Итак,
каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности
значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где
пределы их альтернативности? Че ...