PhilosophyDay
Современная философия
Поведение человекаДругая философия / Поведение человекаСтраница 10
Моральные нормы носят исторический и сословный характер. Сохраняя большую или меньшую преемственность с этологическими законами, нравственностью прошлых эпох истории человечества, мораль постоянно в чем-то обновляется - преодолевая вечный конфликт отцов и детей, других общественных групп с разнонаправленными интересами.
Хотя нормы нравственности руководители любого общества пытаются декларировать, озвучивать, транслировать - в школах, средствах массовой информации, произведениях искусства, религиозной литературе и богослужениях, в т.п. институтах общественной жизни, но мораль по большей части прячется внутри, а не вне нашего собственного поведения и общения. У морали свои закономерности, к счастью, неподвластные отдельным лицам и целым организациям. Она существует как своего рода духовный иммунитет общества.
Между прочим, у социализма не прослеживается инстинктивных корней: вожаки стадных обезьян никогда не делятся с остальными самцами тем, что сами добыли для пропитания; они раздают только отнятое у других, починённых им членов стаи; в условиях кочевого образа жизни, всё, что нельзя немедленно съесть или спрятать за щеку, обезьяна-доминант бросает или раздает сородичам нижних рангов, чтобы лишний раз продемонстрировать им свое превосходство; нередко вожак несколько раз подряд дает подачку и отбирает ее обратно - чтобы знали своё место в стадной иерархии.
В эксперименте с павианами этологи им в загон поставили сундуки и обучили их запирать туда пищу; если сундук был один, им завладевал вожак и начинал накапливать там все, что мог, ничего уже не раздавая подчиненным; если ставили несколько сундуков, доминант сбивался с ног, но все их контролировал и старался использовать сам, помешать другим самцам хранить там свои запасы; еще интереснее оказался результат усложненного эксперимента: обезьян обучили, нажимая какое-то время рычаг, зарабатывать жетон, за который они могли получить очень вкусную еду; в таких услових стадо быстро расслоилось на несколько групп: одни усердно зарабатывали жетоны, другие предпочитали попрошайничать у них, стоя рядом с автоматом; вожак же и другие доминанты приспособились грабить у остальных жетоны и накапливать их впрок; причем скоро сообразили, что отнимать жетоны гораздо выгоднее, чем полученные на них продукты (хранить легче); труженики же в свою очередь образовали две группы: одни долго качали рычаг и накапливали жетоны, а другие, заработав жетон, тут же пускали его в обмен на еду; но после того, как доминанты повадились грабить тружеников, те стали работать ровно на один жетон и тут же его тратить.
По сути, данные эксперименты рисуют нам картину того “реального социализма”, в который неизбежно превращается общество людей, где бедные силой отнимают у богатых их собственность и распределяют ее между собой - результатом будет отнюдь не равенство и справедливость, а обнищание большинства, падение производительности и качества труда и образование класса новых богачей, только куда менее гуманных и творческих.
Как писал Р. Киплинг:
А в смутное время карбона
Сулили нам горы добра:
Нищий Павел, объединяйся,
И ограбь богатея Петра!
Деньжищ у каждого прорва,
А товаров нету нигде.
Смотрите также
7.2 Концепция онтологической
относительности и холистический тезис Куайна
Известный
"онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением
квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия,
...
10.1 Аналитическое понятие истины
Понятие
истины в концепции значения как условий истинности очевидно должно отвечать
своему функциональному предназначению, т.е. должно соответствовать определению
(D1) Истина — такое ...
Введение.
Эволюция и основные характеристики аналитической философии
Под
анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы
точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку
переписать те утверждения, кото ...