Человечество как субъект истории
Другая философия / Человечество как субъект истории
Страница 1

Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Именно с «человеческой проблематикой» всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей истории.

В античной философии человек рассматривался как микрокосм, подчиненный в своих человеческих проявлениях высшему началу-судьбе.

В системе христианских мировоззрений человек – существо, в котором неразрывно и противоречиво связаны два его начала: душа и тело, или человек и Бог. Философия Нового времени видела в человеке прежде всего его духовную сущность. В XIX- начале XX в. целостного учения о человеке ещё не было, хотя понимание действительной сущности человека уже часто просматривалось в различных теориях. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.

Проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Человек поддается эмоциям, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым идеалам и целям. Отличительным и сущностным признаком человека является труд. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный, создавая материальные и духовные богатства общества. Человек одинокий, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, хищных зверей и бесчеловечных людей. Настоящим, полным человеком-личностью является только гражданин, то есть член гражданского общества. Общество есть дополненная, или расширенная, личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество. (В.С. Соловьев. Сочинения в 2т М.1988). Общество – не простая сумма человеческих единиц, а человечество – не просто сумма наций, народов и государств, а целостность более высокого и качественно иного порядка. При этом без личности не было бы ни общества, ни нации, ни человечества.

Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель и смысл его усилий лежит не только в его личной судьбе, а прежде всего в социальных судьбах своего народа и даже всего человечества.

Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности – члены единой «планетарной семьи». Каждый, являясь гражданином того или иного государства, одновременно – и гражданин всего человечества. И в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе.

Богатства человечества всегда выше и обширнее богатства отдельного общества и тем более отдельного человека. Каждое общество и каждая нация, подчиняясь общечеловеческому принципу развития, призваны самостоятельно пройти свои особые пути культуры, при этом в той или иной мере вступая во всеобщую мировую взаимосвязь. «Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума». (К. Гельвецкий. Об уме М. 1938).

В настоящее время, благодаря новейшим средствам связи, массовой информации, общение народов чрезвычайно возросло. Стало более ощутимо для всех, что человечество являет собой единое целое. Достижения науки и техники помогают нам почувствовать не только многоликость, но и целостность мира, открывая новые возможности для обмена материальными и духовными ценностями.

Несомненно, объективным законом истории является создание все более и более совершенного общества. Общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, затем – общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец – наиболее солидарные, разумные и культурные. Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д.

Сам термин «история» очень многозначен. Мы можем говорить об истории Земли, человечества, страны или города, семейной истории. История присутствует в любой науке, характеризуя эволюцию её предметного содержания. Применительно к обществу история чаще всего понимается как совокупность событий прошедшей общественной жизни. То есть история – это «область человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, образующих его стран и народов». (К.Х. Момджян. Введение в социальную философию. М. 1997)

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    О Альберте Камю
      Альбер Камю – крупнейший представитель французской философии первой половины 20 века, причисляемый к экзистенциалистам. Основными темами его творчества и размышлений стали темы абсурда и б ...

    11.2 Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа
      Итак, каково же соотношение детерминированности, конвенциональности каузальности значений — или каков характер их детерминированности или каузальности? Где пределы их альтернативности? Че ...

    9.3 Эпистемическая логика
      В качестве эффективного инструмента реконструкции и анализа теоретико-познавательных контекстов и проблем обычно используется особый вид интенсиональной логики – эпистемическая логика. Эт ...