PhilosophyDay
Современная философия
Жизнь и сочинения ПлатонаДругая философия / Философское учение Платона / Жизнь и сочинения ПлатонаСтраница 1
Платон (428/427-347 гг. до н.э.) происходил из знатного афинского рода, давшего Древней Греции немало известных политических деятелей, военачальников, мыслителей. Подлинное его имя — Аристокл, Платон — прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платюс» по-гречески — «широкий».
В ранней молодости Платон, согласно свидетельствам, вряд ли помышлял о серьезных занятиях философией, хотя из его собственных диалогов видно, что философские события в Афинах V – IV вв. до н.э. случались нередко. Поэтому вряд ли правомерно считать, что молодой Платон, увлеченный поэзией, спортом, молодежными пирушками, не слышал о философии. Есть свидетельства, согласно которым любознательный, одаренный юноша – поэт раздумывал, как и другие древне – греческие поэты, над философскими сюжетами.
В качестве одного из важных факторов становления взглядов Платона выделяют пережитую им трагедию, связанную со смертью Сократа. Действительно, несправедливая казнь любимого учителя, обвиненного в непочтении к богам, введением новых божеств и разврате умов юношества стала поворотным пунктом в жизни Платона. Кроме того, сама встреча с Сократом (предположительно в 407 г. до н.э.) привела представителя «золотой молодежи» к серьезному занятию философией. Платон стал учеником Сократа на долгие годы (около 9 лет), вплоть до трагической смерти последнего.
Казнь Сократа, являвшегося олицетворением мудрости, совести и славы Афин, общественность которых не могла перенести «простого, голого принципа правды», во многом определила создание Платоном его философской концепции. Она толкнула ученика к поиску Правды, Добра и породила новый взгляд на мир – платоновский идеализм. Платон определил, что мир, в котором праведник должен умереть за правду не есть настоящий, подлинный мир, другой, идеальный мир – это мир «где правда живет». Можно сказать, что глубокий душевный опыт Платона стал субъективной основой его идеализма.
После казни Сократа Платон надолго покинул Афины. В течение ряда лет он побывал в Мегарах, Кирене, а также, возможно, в Египте, Персии и Вавилонии. Всюду Платон знакомился с известными мыслителями и учеными, интересовался особенностями духовно-интеллектуальной жизни и ее достижениями. В 389 г. до н.э. он оказался на острове Сицилия в городе Сиракузы, где в это время правил тиран Дионисий Старший. Тираном в Древней Греции (Сиракузы были греческим городом) называли незаконно захватившего власть. Однако тираническое правление могло быть непохожим на то, что мы сегодня называем тиранией: порой тираны оказывались более гуманными и либеральными, чем те правители, которые приходили к власти законным демократическим путем. Цель приезда Платона на Сицилию вполне прояснилась впоследствии, поскольку он еще дважды приплывал в Сиракузы, когда там правил сын тирана Дионисий Младший. Платон стремился побудить тиранов к преобразованию государства в соответствии с собственным проектом. Однако отношения Платона с правителями не складывались. Так, например, в итоге первого посещения он был отправлен на общегреческий рынок рабов для продажи в рабство. После приключений, угрожавших его жизни или, по меньшей мере, чреватых утратой свободы, Платону удается вернуться в Афины, где начинается новый период его жизни.
В Афинах им основывается школа, получившая название Академии — по месту нахождения в роще, посаженной в честь героя Академа. В Академии, с которой теперь неразрывно связана жизнь Платона, он разрабатывает свою философию, обучает и воспитывает учеников. Академия стала средоточием античной мысли в ее самых разнообразных проявлениях на долгие века, просуществовав до 529 г. н.э.
Чтобы понять творчество Платона, необходимо знать, что философия Платона изменялась с течением времени и ее нельзя рассматривать как полную и совершенно законченную систему произведений, планомерно подчиненных дидактической цели. Напротив, его труды — это этапы внутреннего путешествия философа.
Философскую деятельность Платона можно разделить на три периода, которые с хронологической точки зрения можно классифицировать как ученичество, путешествия и преподавание. Если говорить о внешнем влиянии, то эти три этапа следует определить таким образом: сократовский период, период влияния Гераклита и элейской школы и, наконец, пифагорейский период.
Смотрите также
6.1 Номинализм в аналитической
философии
Спор
номиналистических и платонистских концепций в связи с интерпретацией языковых
выражений, прежде всего так называемых абстрактных сущностей, принадлежит более
чем почтенной традиции. ...
2.1 Логический атомизм: язык как
средство остановки регресса
Мысль
о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к
Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами
определения и преобразования ...
10.9 Аргументы
когерентной теории обоснования и перцептуальные утверждения
Исходный
контраст между когерентными и фундаменталистскими теориями вновь проявляется
при столкновении с эпистемической проблемой регресса. Очевидно, что обоснование
некоторого полагания ...