PhilosophyDay
Современная философия
Роль и место
истории в концепции науки КассирераДругая философия / Философско-культурная концепция науки Кассирера / Роль и место
истории в концепции науки КассирераСтраница 1
Важно отметить, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.
Задача реконструкции прошлого, задача воссоздания подлинной жизни, получившей внешнее выражение в символических системах своего времени, выполняется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории—методу интерпретации.
История, как и всякая наука, включает в себя знание общих законов: Однако историю составляют исторические события, которые нельзя уже дедуцировать из общих законов. Кассирер считает, что историческое событие есть нечто большее, чем результат совокупности причин. Описать и понять явление не значит найти и указать всю совокупность причин, приведших к нему. Понять явление—значит интерпретировать его; в истории же—это значит включить его в ту целостность, в которой оно функционировало, т, е. производить особого рода синтез.
Опытное основание исторической науки—это особого рода физические объекты—исторические документы и исторические памятники. Вся работа историка зависит от этих документов и памятников, данных ему в виде материальных вещей: письмен, надписей, книг, статуй, построек и т. д. Он не только собирает эти фрагменты, он должен восполнить и синтезировать их, привести их в согласованный порядок, показать нам их единство и логическую последовательность. Этот интеллектуальный и воображаемый синтез и есть то, что мы называем историей [наукой истории], точно так же, как синтез частных материальных феноменов в пространстве и времени согласно общим законам называется естествознанием.
Этот «интеллектуальный и воображаемый синтез», составляющий суть работы историка, хорошо иллюстрируется аналогией с расшифровкой неизвестных письмен: отдельные знаки и их сочетания представляются в качестве символов, за которыми скрывается целый человеческий мир; с самого начала они мыслятся как элементы некоторой системы, в которой только они осмыслены и через которую только могут быть поняты; воссоздав эту систему, эту целостность, мы можем услышать чуждую нам речь и войти в неведомый нам человеческий мир.
Эта аналогия хороша тем, что иллюстрирует именно рациональный, логически эксплицируемый, характер кассиреровского метода «исторического понимания», «интерпретации» и, тем самым, его качественное отличие от других концепций понимания, противопоставляющих понимание научным, рациональным методам и связывающих его с интуицией, «вживанием», «вхождением» в иную культуру и в иное время и т. п.
Работа историка, по Кассиреру, в значительной части состоит именно в осуществлении «интеллектуального синтеза», т. е. в воссоздании «подлинной человеческой жизни», в восстановлении определенного исторического явления в своей целостности, на основании приведения в систему исторических памятников, через них, через их истолкование, понимание. По Кассиреру, исторические памятники, через которые воссоздается историческая действительность, являются лишь средством познания исторической действительности, лишь теми предметами, через которые просвечивает подлинная история. А этой самой подлинной исторической действительностью оказываются лишь формы культуры—язык, миф,
искусство, религия, наука,—в которых отложилась жизнь человека. Вопреки этому воззрению, для исторической науки памятники истории не просто средства, а сами по себе составляют часть исторической действительности, и когда восстановлена—воссоздана их систематическая целостность, то она принадлежит к исторической действительности так же, как и формы культуры, нашедшие предметное выражение («отложившиеся») в ней. Между тем историческая действительность сведена Кассирером к культуре (формам культуры), а эта последняя—к духовной сфере жизни человечества, которая и названа «подлинной жизнью человечества.
Смотрите также
10.1 Аналитическое понятие истины
Понятие
истины в концепции значения как условий истинности очевидно должно отвечать
своему функциональному предназначению, т.е. должно соответствовать определению
(D1) Истина — такое ...
11.1 Эпистемологический и
онтологический плюрализм Н.Гудмена
Нельзя
провести никакое ясное и устойчивое общее различие между содержанием и способом
дискурса — таково послание, встречающее читателя на первых же страницах
"Способов создания миро ...
14.2 Тематическое единство традиций
Никто
не станет спорить с тем, что термин "аналитическая философия" очень
широк по своему значению. Существует большое количество тематических и
методических оттенков[740] в исс ...