PhilosophyDay
Современная философия
ЗаключениеДругая философия / Философско-культурная концепция науки Кассирера / Заключение
Анализ показал, что, поскольку Кассирер принадлежал к марбургской школе неокантианства, в его концепции естественным образом нашла выражение кантовская идея о совпадении объективного содержания знания с процессом познания—с мысленным построением предмета познания.
Рассмотренный материал позволяет видеть, что главная особенность концепции Э. Кассирера состоит в том, что наука включается ею в культуру в качестве одной из основных ее форм.
Отсюда Кассирер развивает идею о культурном сознании: наука (научное знание) есть только одна из форм объективации сознания; искусство, религия и нравственность также являются формами, в которых снят, «элиминирован», отчужден отдельный субъект. Это все общие формы объективированного сознания общественного человека, и в них осуществляется общественная жизнь человека.
Характерные особенности критического идеализма Кассирера можно обобщенно сформулировать следующим образом: 1) расширение области применения критического анализа; 2) попытка построить на основании философии Канта (и даже вывести из «критического, или трансцендентального, идеализма Канта») философию культуры и философию истории; 3) отказ от сведения форм культурного сознания к логическим основаниям науки; и наоборот, поиск оснований всей культуры в исторически первичных, «низших» ее формах.
Важно подчеркнуть, что концепция Кассирера сохраняет самостоятельную ценность каждой из форм культуры; они не сводятся им к их научному осознанию; и вообще они не ограничиваются духовной сферой, аферой сознания человека, сферой «культурного сознания»; объективированные от человека, они составляют тот мир, мир культуры, в котором человек живет, ту подлинную действительность, которая непосредственно дана человеку.
Важно отметить также, что согласно Кассиреру, объективно история возможна благодаря тому, что существует историческое сознание.
Задача реконструкции прошлого, задача воссоздания подлинной жизни, получившей внешнее выражение в символических системах своего времени, выполняется историей благодаря особому научному методу, характерному только для истории—методу интерпретации. Интерпретация как историческое понимание у Кассирера — научный метод, рационально представимый и рационально применимый.
Таким образом, основные идеи философско-культурной концепции науки Кассирера представляют безусловную ценность для развития современной науки.
[1] см. М. Малкей. Наука и социология знания. Прогресс, 1983.
[2] И. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3, с. 601.
[3] И. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3, с. 601., т 5 «Метафизика природы и нравов»
[4] Г. Гегель. Наука логики, т. 3. М.: Мысль, 1972, с. 24
Смотрите также
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...
Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не
истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского
иск-ва), где важным было не только красиво говори ...
8.3 Трансляционная и
теоретико-модельная семантика
Идея
трансляционной семантики, понимаемой в духе Катца[408], заключается в том, чтобы
построить отображение исследуемого языка посредством некоторого подходящего
языка с четкой структурой ...