PhilosophyDay
Современная философия
Диалектика и метафизика – всеобщие методы познанияДругая философия / Философские проблемы и методы познания / Диалектика и метафизика – всеобщие методы познанияСтраница 1
Различные картины мира формируются во многом в зависимости от используемых исследователями методов построения тех или иных систем мировидения. Метод выступает более или менее эффективным способом движения человека, в первую очередь ученого, к истине в научном познании и к ее практическому применению.
Различают также методы эмпирического (опытно-практического) и теоретического познания. К первым относят наблюдение, эксперимент, индукцию, аналогию и некоторые другие. Наблюдение есть целенаправленно-преднамеренное восприятие субъекта, человека. Эксперимент (от лат. experimentum – опыт, проба) позволяет изучать объект в специально подготовленных и контролируемых условиях. Индукция представляет собой способ обобщения, при котором на основе данных опыта предвосхищаются результаты наблюдений и экспериментов. Аналогия (сходство, соответствие) предполагает выявление сходства объектов в тех или иных свойствах. Основными моделями теоретического познания выступают: дедукция, моделирование, формализация, аксиоматизация. Дедукция (от лат. deductio – выведение) обозначает переход от общего к частному, от логически обоснованных посылок к заключениям (следствиям). Моделирование предполагает создание и изучение модели объекта, акцентирующей его основные свойства и признаки при отвлечении от несущественных. Формализация состоит в фиксировании, отображении результатов исследования в точных суждениях, понятиях, теориях. Аксиоматизация – метод, при котором за исходные принимаются принципы теории, прошедшие проверку в других научных исследованиях.
Способы частнонаучного познания опираются, в конечном счете, на философские методы – диалектику и метафизику. Диалектика (от др. греч. «dialektike» – способность ученых вести научную полемику) с момента возникновения в древнекитайской и античной философии ориентирует своих сторонников на рассмотрение явлений в их изменении, взаимообусловленности, взаимосвязи. Античная диалектика являлась «стихийной», поскольку исходила во многом из обыденно-житейского принципа «все течет, все изменяется», не опираясь на частнонаучные аргументы, в то время ограниченные по объему. Постепенно диалектический метод все более сопрягался с развитием науки. Но даже в системе Гегеля – идеалистического приверженца диалектики – она еще не стала инструментом подлинно научного анализа. Более того, рассматривая явления мира в их постоянном развитии благодаря «абсолютному духу» (фактически эквиваленту Бога), Гегель сделал вывод о завершенности развития. Марксизм преодолел эту слабость трактовки диалектики, показав бесконечность развития мира и его познания, хотя и чрезмерно идеологизировал, политизировал диалектику, во многом увязав ее с борьбой пролетариата за социализм. В современных условиях диалектика ориентирует на выявление фундаментальных противоречий бытия и познания, радикальных форм осуществления преобразований.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
· Диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит и досократики).
· Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).
· Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.).
В более узком смысле диалектика – название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса – формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом – к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом, постигается истина.
Смотрите также
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
-
основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности- впервые не
характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта
рассматр. как главный фактор, определяющий ...
Введение.
Эволюция и основные характеристики аналитической философии
Под
анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы
точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку
переписать те утверждения, кото ...
Древнекитайская философия
В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но
связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и
Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (мета ...