Эпоха Локка, его жизнь и сочинения
Другая философия / Философские взгляды Джона Локка / Эпоха Локка, его жизнь и сочинения
Страница 5

Выдвинутая Джоном Локо теория, которая носила буржуазно-либеральный характер, не имела целью защиты интересов трудящихся масс. Интерес широких трудящихся масс, низов народа его мало беспокоил. И не случайно, что если, с одной стороны, он ещё в 1689 г.

поставил вопрос об устранении вопиющих диспропорций в избирательной системе, ущемлявших прежде всего права буржуазии (вопрос о так называемых гнилых местечках, получивший разрешение только в 1832г.), то с другой стороны, он вовсе не заботился о расширении избирательных прав народных масс. О последнем свидетельствует проект административного устройства, составленный Локком в 1669г. для частной английской колонии «Каролина» в Сев. Америке, отданной Карлом II во владение 8 лордам. Введённое там, согласно рецептам Локка, управление было столь угнетающим для английских переселенцев, что спустя 20 лет они всё же добились отмены этих порядков.

В 1692 и 1695 гг. вышли в свет три экономические статьи Локка под общим заглавием «Некоторые соображения о последствиях понижения процента и повышения ценности монеты». С позиции более высоких, чем меркантилизм, он рассматривает в них вопросы монетарного обращения. Основой для теоретико-экономических изысканий Локка было его практическое участие в деятельности финансового капитала.

Среди различных сочинений и набросков Локка, посвященных вопросам педагогики, главнейшей работой являются «Некоторые мысли о воспитании» (1693) – книга, известная русскому читателю ещё в переводе 1759 г. Политические и философские взгляды Локка и его практический опыт воспитателя нашли здесь свою реализацию. Целью всей системы педагогического воздействия на ребёнка и подростка Локк считает воспитание аристократически-буржуазного джентльмена, сквайра. Это воспитание носит индивидуальный характер. Главное внимание при этом обращается на выработку тех практических навыков, которые потребуются сыну «состоятельных родителей» в условиях буржуазного общества.

Наряду с неприемлемыми для нашей, советской, педагогики идеями в «Мыслях о воспитании» было не мало ценных положений. Многие из них оказали глубокое воздействие на практику и теорию педагогики XVIII в.( в частности, на педагогику Ж.Ж.Руссо) . Они не потеряли своего значения и в наши дни. В соответствии с исходными материалистическими посылками Д.Локк считает, что предпосылкой правильного воспитания является укрепление физического здоровья ребёнка. Мыслитель подчёркивает далее, что характер и мировоззрение подростка зависят прежде всего от воздействия на него окружающей среды, и осуждает схоластические методы обучения. Особое внимание Локк обращает на нравственное воспитание молодого поколения. Он призывает развивать естественные способности детей, их самостоятельность, внимательно учитывая при этом их индивидуальные способности.

В последние годы жизни Локка возрос его интерес к религиозным проблемам. Если в «Письмах о веротерпимости» он стремился прежде всего отстоять свободу в религиозных убеждениях, то теперь он занялся разработкой той общей основы, на которой можно было бы, по его мнению, примирить различные разновидности христианской религии. Но и вышедшая в 1695 г. его работа «Разумность христианства, как оно передано священным писанием», написанная, возможно, по прямому поручению Вильгельма III Оранского, представляет собой не какое-то резюме – из обветшалой догматики официальной церкви, а рационалистическую версию религии в духе, близком к деизму и к одной из разновидностей еретических течений XVI-XVII вв. – социнианизму (антитринитаризму). Локк высказывается за так называемую «естественную религию», которая была бы своего рода посредствующим звеном между христианской верой и наукой. В «Разумности христианства» и в двух последовавших полемических добавлениях он продолжает оставаться защитником веротерпимости и отделения церкви от государства, не соглашаясь в этом вопросе с точкой зрения Гоббса. Но веротерпимость Локка не распространялась на два крайних полюса в области взглядов на религию – ортодоксальный католицизм, который был знамение Стюартов и всей феодальной реакции, и на атеизм, страшный для богобоязненного буржуа. На католицизм Локк указывает как на доктрину, по своей сущности несовместимую с веротерпимостью, а на атеизм – как на учение, якобы делающее невозможной государственную присягу. В текст конституционного устройства провинции «Каролина» Локк вписал даже специальный пункт, лишающий атеистов гражданских прав.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    7.2 Концепция онтологической относительности и холистический тезис Куайна
      Известный "онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия, ...

    Введение. Эволюция и основные характеристики аналитической философии
      Под анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку переписать те утверждения, кото ...

    13.5 Функциональный анализ ментального
      Функционализм – весьма влиятельная система идей, «завоевывавшая» во второй половине двадцатого века все более прочные позиции в разных сферах современной мысли и философии, в том числе и в ...