PhilosophyDay
Современная философия
ЗаключениеДругая философия / Философские взгляды Джона Локка / ЗаключениеСтраница 1
Значение философии Локка было велико. Можно без преувеличения сказать, что его воззрения преобладали в Англии в первой половине XVIII в. Критика истории врождённых идей, обоснование учения о чувственном происхождении знания и об опытных основах морали, углубленная разработка вопроса теории познания в целом составили новый шаг в историко-философском развитии.
В теории познания и отчасти в политических идеях из Локка исходили защитник «свободомыслия» Толанд и материалист Пристли. Они продолжили линию эмпиризма Локка, разрушили его «теологические рамки», подвергли критике идеалистические слабости. Указанный Гоббсом и описанный Локком в 33 главе II книги «Опыта» процесс возникновения идей через ассоциации, который, кстати говоря, сам автор считал лишь отклонением от нормального, привлёк внимание многих философов и учёных. Идея Локка оказалась плодотворной и положила начало ассоциативной психологии в трудах Гартли и Пристли. Она была также использована в своих целях и агностиком Юмом.
Философия Локка была горячо воспринята во Франции. «Чувствовалась необходимость в такой книге, которая привела бы в систему тогдашнюю жизненную практику и дала бы ей теоретическое обоснование. Сочинение Локка о «Происхождении человеческого рассудка» очень кстати явилось с того берега пролива. Оно встречено было с энтузиазмом, как давно и страстно ожидаемый гость». На французской почве материалистическое содержание локковой теории познания было воспринято Вольтером, Кондильяком, Ламатри и Гельвецием. Вольтер впервые открыл Локка для французского материализма , он продолжил критику врожденных идей, подкрепив её галльским остроумием, и придал более материалистическую «редакцию» деизму. О Ламетрии Маркс писал, что в его трудах английский материализм соединился с картезианской физикой. Правда, Кондильяк и Гельвеций довели сенсуалистический принцип Локка до крайности: первый пришёл к серьёзным агностическим ошибкам, второй превратил мышление из оператора ощущениями в разновидность самого опущения. Локкова теория государства и педагогика оказали значительное воздействие на французского демократического идеолога Жан-Жака Русо, а также на польского просветителя Гуго Коллонтфя.
С другой стороны, на слабых пункта философии Локка развил свои спекуляции, воспользовавшийся прежде всего её агностическими нотками. Неотчётливость понятия «идеи» и двусмысленность внутреннего опыта были на руку Д.Беркли, пытавшемуся доказать, что весь опыт лишён внешнего материального источника. Своё отрицание материи Беркли подкреплял и локковской критикой понятия субстанции. Через философию Беркли идеалистическая линия вела к агностику Д.Юму. Локковы «идеи» были превращены им из основы познания в конечный его источник. Юм гипертрофировал также допущение Локка о возможности развития математики вне зависимости её от отношений, отвлечённых от внешних объектов. Агностический отрыв явления от сущности был, после Д.Юма, завершён И.Кантом: он превратил комбинационную деятельность рассудка в категориальную априорность, а реальную сущность – в недосягаемую для знания «вещь в себе».
Русский читатель познакомился с сочинениями Локка в XVIII в. Известность в России Локк получил прежде всего как автор педагогических сочинений. «Некоторые мысли о воспитании» появились впервые в русском переводе ученика и приверженца М.В.Ломоносова, профессора Московского университета Н.Н.Поповского ещё в 1759 г. В предисловии Поповский обращал особое внимание на те идеи труда Д.Локка, которые могли быть использованы для воспитания молодого поколения из «простого народа». М.В.Ломоносов относил английского материалиста к числу «премудрых рода человеческого учителя».
Смотрите также
Влияние абсурда на человеческое бытие
«Посторонний». Основываясь на принципах «моя свобода», «моя страсть»,
«мой бунт», Камю пишет повесть «Посторонний».
Повесть заставляет задуматься. Вроде бы ничего нет в ней, это история
...
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...