Вильям Оккам
Другая философия / Философия средневековья / Вильям Оккам
Страница 2

Бритва Оккама — принцип, лаконично сформулированный, как: «Не должно множить сущее без необходимости».

Если выражать этот принцип более современным языком, то получится следующее. «Не следует умножать сущности сверх необходимого».

Это означает, что изучая какое-либо явление, следует сначала попытаться объяснить его исходя из внутренних причин. Если же это не получилось, то подключать новые сущности. К примеру, исторические события следует сначала объяснить экономическими, политическими причинами, ролью личности в истории. Лишь только в том случае, если всего этого недостаточно, следует вводить в историю инопланетян, масонов и прочие сущности, непосредственно к ней не относящиеся.

Во многом, можно считать, что Оккам разрабатывал некоторые из тем, связанные со Скотом. Особое значение имеет его последовательная защита волюнтаристской позиции, признающей приоритет Божественной воли над Божественным разумом. Однако, вероятно, именно его философская позиция заслужила ему выдающееся место в истории христианского богословия. Следует отметить два важных элемента учения:

1. "Лезвие Оккама", часто называемое "принципом экономии". Оккам настаивал на том, что простота - как философская, так и богословская добродетель. Его "лезвие" отсекало всякие гипотезы, которые не представлялись абсолютно необходимыми. Это имело большое значение для его богословия оправдания. Ранние средневековые богословы (включая Фому Аквинского) утверждали, что Бог вынужден оправдывать грешное человечество посредством "сотворенных одеяний благодати" - иными словами, промежуточной сверхъестественной субстанции, вводимой Богом в человеческую душу, которая позволяла объявить грешника оправданным. Таким образом, открывался путь для более личностного подхода к оправданию, связанного с ранней Реформацией.

2. Оккам выделялся настойчивой приверженностью идеям номинализма. Частично, это явилось результатом использования его "лезвия": универсалии были объявлены совершенно ненужной гипотезой и, поэтому, отброшены. Распространение учения "современного пути" по Западной Европе, во многом, его заслуга. Одним из аспектов его мысли, который оказался особенно важным, стала "диалектика между двумя силами Божьими". Это позволило Оккаму сравнивать то, как обстоят дела, с тем, как они могли бы обстоять. Подробное рассмотрение данной проблемы будет представлено ниже; здесь же достаточно отметить, что Оккам внес решающий вклад в дискуссию о Божественном всемогуществе, которая сохраняет свое значение по сей день.

Бритва Оккама (Лезвие Оккама) - один из основных принципов научного мировоззрения. Впервые был сформулирован в XIV веке английским философом и политическим деятелем Вильямом ОККАМОМ и гласит: "Не следует множить сущностей без необходимости". Или, другими словами, "Понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки". Говоря более пространно, "Бритва" не позволяет создавать новых моделей и гипотез для объяснению явлений, прекрасно объяснимых и в рамках имеющихся представлений - например, привлекать гипотезу НЛО для объяснения светящихся "крестов", наблюдающихся над космодромом Байконур при старте ракет-носителей "Союз". Тем не менее, ряд наших современников (А.Вейник) уверяют, что в настоящий момент "бритва" себя исчерпала и прямо-таки режет передовую науку по живому. Вероятнее всего, этот принцип будет существовать и впредь, а при увеличении достоверных научных данных о сегодняшних "ненаучных" явлениях научное объяснение будет становиться именно теми рамками имеющихся представлений, о которой толкует и от которых отталкивается принцип "Бритвы". Для того, чтобы объяснить аномальные явления и НЛО с помощью принципа Оккама, в действительности проще предположить существование множественности миров и неоткрытых пока физических законов, чем объяснять АЯ с помощью общепринятых законов удивительными стечениями обстоятельств и множить тем самым невероятность и искусственность объяснения.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    5.5 Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль)
      Интенционализм — одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка. Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и ключевым для философ ...

    7.3 Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона
      Семантика Дэвидсона развивалась в полемике с представлениями Куайна о переводе, где понятие 'перевод' понимается как включающее интерпретацию того, что говорится на нашем родном или друго ...

    Введение. Эволюция и основные характеристики аналитической философии
      Под анализом они (аналитические философы) подразумевают нечто, что, насколько бы точная его дескрипция ни была избрана, означало бы по крайней мере попытку переписать те утверждения, кото ...