Заключение
Даосизм / Заключение

Даосизм - это не учение о том, как заставить себя быть спокойным и благородным при любых обстоятельствах. Подлинное и удивительное спокойствие людей наподобие Лао-Цзы связано с тем, что они готовы и желают, безо всякого стыда, делать то, что естественно напрашивается при любых обстоятельствах.

Невероятный результат такого отношения состоит в том, что они оказываются намного более последовательными и цивилизованными, чем те, кто изо всех сил старается жить по заповедям и дает обещания.

Дао реально и очевидно, но не имеет действия и формы. Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу Де Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. Дао можно передать, но нельзя получить. Его можно достичь, но нельзя увидеть. Оно существует в себе и через себя. Оно существовало до неба и земли, воистину в течение целой вечности. Благодаря ему боги становятся божественными, и возникает этот мир. Оно выше зенита, но не высоко. Оно ниже надира, но не низко. Хотя оно было до неба и земли, оно не древнее. Хотя оно старше, чем самое древнее, оно не старо.

Подлинные речи неизящны,

изящные речи неверны.

Хороший человек не станет спорить,

слова того, кто любит спорить -

пустые слова.

Знающей не тот, кто много знает,

тот, кто много знает, тот не знает.

Мудрый не стремится копить,

ведь только тот, кто не боится

отдать,

имеет много-много,

лишь тот, кто не боится помочь, не

утратит

своей полноты.

Действия Неба

несут в себе пользу, а не вред.

Мудрый, следуя Пути,

действует, но не ради наград

( 81 чжан, «Дао Дэ Цзин»)

Литература

«Чжуан-цзы» Перевод В. В. Малявина

«Дао Дэ Цзин» Перевод Александра Кувшинова

«ЛАОЦЗЫ. Философия раннего даосизма» А. Е. Лукьянов

«Дао - Путь воды» Алан Уотс

Даосские главы из трактата "Гуань-цзы" Перевод В. В. Малявина

http://www.wikipedia.ru

    Смотрите также

    Пифагор. Гераклит. Пифагор.
    Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение ...

    Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
    Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...

    1.1 Брентано
      Аналитическая философия, которую мы только что охарактеризовали во Введении как образец естественнонаучной строгости в гуманитарных науках, как столп противостояния иррационализму и интуи ...