PhilosophyDay
Современная философия
Ортодоксальное направлениеДругая философия / Философия Древнего Востока / Ортодоксальное направлениеСтраница 2
Философия йога. Основателем системы йога (соединение, глубокое созерцание) является Патанджали. Йога признает метафизику санкхья, но добавляет к 25 ее началам еще одно – Бога, верховного Я. Значение системы йога определяется в основном ее теорией медитации.
Наиболее известная восьмичленная йога Патанджали включает:
1) пятеричное самообуздание – ненасилие, правдивость, неворовство, половое воздержание и неприятие даров;
2) пять предприсаний – чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и упование бога на Ишвару;
3) особые позы (асана);
4) контроль за дыханием;
5) отвлечение чувств и контроль за ними;
6) концентрация на объекте;
7) созерцание;
8) глубокое сосредоточение.
Если указанный восьмеричный путь пройден, то йог избавляется от всех страданий, вызванных кармой.
Йогу часто отождествляют с мистикой и магией. Но по своей сути она представляет собой этическое учение, дополненное хорошо развитым психологическим тренингом.
Философия мимансы. Основателем школы миманса (размышление) считается Джаймини. Наиболее каноничный вид она приобрела в работах Кумарила Бхатты.
Главная ее идея состоит в том, что Веды – неприкасаемый источник знания, а предписываемые ими ритуалы и есть средство освобождения. Из шести источников достоверного познания: восприятия, умозаключения, словесного свидетельства, аналогии, постулирования (выдвижение гипотез) и невосприятия (того, чего нет), Кумарила выше всего ставил словесное свидетельство в том виде, в каком оно дано в Ведах. Веды никем не написаны – ни Богом, ни людьми, перед которыми стоит задача понять их содержание, сводящееся к религиозным обрядам (дхармам). Освобождения достигает тот, кто соблюдает предписанные Ведами ритуалы.
Итак, мимансаки, по сути, защищают те изложенные в Ведах нравственные нормы, в которых своеобразно обобщен многовековый опыт жизни древних индийцев. Миманса – это этическая теория долженствования. Недостатком данной теории является то, что исключается критика Вед.
Философия веданты. Основателем философии веданты (веданта – конец Вед), представляющая собой комментарии к Упанишадам, считается Бадараяна. Наиболее авторитетными признаются комментарии Шанкары и Раманужды.
Основная идея всех вариантов веданты – ведущее к освобождению, достигаемое индивидуальной душой посредством знания тождество Атмана и Брахмана. Реален только Брахман, мир неподлинен. Брахман как высшая реальность неопределим. Лучше всего о нем говорить: «Не это, не это!». Однако допустимо несколько отклоняться от столь жесткого требования. «Вечный, чистый, свободный, единый, неделимый, блаженный, недвойственный, действительный, знающий, бесконечный – каков высший Брахман, таков по истине Я» - так считает Шанкара.
Усевшись в уединении, освободившись от страстей, обуздав чувства, размышляя об Атмане и Брахмане, их тождестве, человек достигает своего подлинного бытия, становится всезнающим, вездесущим и бессмертным. Так достигается различие между добром и злом и достигается святость.
Веданту обычно называют религиозно-философским учением. Такую характеристику веданты нельзя назвать точной. Вполне допустим вопрос: чем, собственно, является веданта, философией или религией? Вполне возможно, что веданта – это религиозная система, которую более или менее пытаются усовершенствовать философскими средствами. Философски обосновать тождество Атмана и Брахмана невозможно. Разумеется, допустима философская интерпретация веданты. Главный результат такой интерпретации – выяснение морального содержания Упанишад.
Смотрите также
Предмет и функции философии
Первой исторической формой философского мышления была
натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия при-
роды. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии,
...
7.3 Холистичность теории
интерпретации Д.Дэвидсона
Семантика
Дэвидсона развивалась в полемике с представлениями Куайна о переводе, где
понятие 'перевод' понимается как включающее интерпретацию того, что говорится
на нашем родном или друго ...
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...