PhilosophyDay
Современная философия
Неортодоксальное направлениеДругая философия / Философия Древнего Востока / Неортодоксальное направлениеСтраница 1
Чарвака. Чарвака – краткое обозначение материализма. Основателем данной системы является легендарный мудрец Брихаспати. Классики индийской философии считали чарваку довольно естественной, но достаточно наивной.
Последователи чарваки считали, что все существующее состоит из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Из соединений этих элементов образуются жизнь и сознание. Потусторонний мир не существует. В этом мире надо полагаться на чувственное восприятие, логические выводы. Земной шар наполнен страданиями, но и удовольствиями. Наличие страданий не вынуждает отказаться от удовольствий. А поэтому «пока живем, да будем счастливы!».
Джайнизм. Основателем признается Вардхамана, которому за мужественное перенесение тягот жизни было присвоено имя Махавира (Великий герой) и титул Джина (Победитель).
Джайны отличают от непротяженного времени протяженную субстанцию, которая состоит из живых и неживых субстанций. Живые субстанции от мельчайших организмов до человека идентичны душам. Сущность души – сознание. Души обладают различными видами сознания. Они обременены кармами. То есть гнев, гордость, жадность притягивают к душе липкие частицы, карму-материю.
Чтобы не пропасть человеку необходимо добиться освобождения души от кармы, то есть от страсти и зависимости от телесного, материального. Это достигается посредством правильной веры и правильного поведения. С этой целью необходимо: воздерживаться от нанесения вреда живому, избегать лживости, не воровать, добиваться душевной чистоты и др.
Наиболее важная часть джайнской философии – это этическое содержание. Основной недостаток джайнизма определяется весьма произвольным истолкованием связи сознания и души с материей и приданием освобожденной душе сакрального значения.
Буддизм. Также, как и джайнизм, буддизм возник в VI в. до н.э. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т.е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.
Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует – бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:
- существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
- существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
- существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды;
- существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.
Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости (толерантности) и относительности. Согласно ей, дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в не причинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.
С этикой буддизма органично связана и его концепция познания. Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации (от лат. Meditatio – сосредоточенное размышление) – углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно гашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана, - состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся отрешенностью от жизненных забот и желаний. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от сансары и слияние с божеством.
Смотрите также
Влияние абсурда на человеческое бытие
«Посторонний». Основываясь на принципах «моя свобода», «моя страсть»,
«мой бунт», Камю пишет повесть «Посторонний».
Повесть заставляет задуматься. Вроде бы ничего нет в ней, это история
...
Древнегреческая философия
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Общие черты: -
Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э. - Формирование нового способа
духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую ...
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц.
Ее критики Беркли и Юм. Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не
согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и
материальное) находятся в зависимости от Бога. По ...