PhilosophyDay
Современная философия
Понятие философииДругая философия / Предмет философии / Понятие философииСтраница 2
2. Философия - это мнение о: предмете философии и природе философских проблем.
Что есть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно для философов в первую очередь?
Путь мудрости - познание необъятного.
Таким образом, цель философии - познание необъятного.
Философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.
Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте решения проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием тел и явлений природы греческие философы - досократики (VI -V вв. д. н. э) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д. н. е. Провозгласили известный тезис "Человек является мерой всех вещей", а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула "Познай самого себя".
Человек - альфа и омега, исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Это направление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию к расширению и углублению антропологической проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии формулируется одним из замечательных гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: "Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту - это и есть философия". Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. ("Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?") очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX
Философия базируется на особом типе мышления, который не направляется к утилитарно - прагматическому или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью "на все времена", но обеспечивает тот настрой ума и души человека, который лежит в основе так называемого "философского/ рефлексивного/ отношения к жизни". "Философское отношение к жизни" - это не непосредственное, дающееся практически каждодневно - жизненными потребностями отношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.
Вот как определял философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетия Мартин Хайдеггер: "Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая проповедь: философию нельзя постигнуть и определить обходным путем как что-то другое, чем она сам. Она сама есть, только когда мы философствуем, как наше собственное, как человеческое дело: Но знаем ли мы, собственно, что такое мы сами? Чем является человек? Венцом творения или глухим лабиринтом, великим недоразумением и пропастью? Если мы так мало знаем о человеке, как может тогда наша сущность не быть нам чуждой? Как прикажете философии не утонуть во тьме этой сущности? Философия - мы как-то вскользь, наверно, знаем - совсем не бессмысленное занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто накопление знаний, которое мы можем в любое время добыть из книг; но - мы только неясно это ощущаем что-то нацеленное на единое и неделимое, о чем человек высказывается до окончательной ясности и ведет последний спор. Философия всегда осуществляется в каком-то фундаментальном настроении" это стремление быть везде как дома, то есть в общем и целом это стремление подорвать доверие к науке, доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности, и является не чем иным, как потребностью поставить единственный в своем роде вопрос - что значит это в общем и целом, которое мы называем миром.
Смотрите также
3.6
Критика логико-позитивистского анализа
Итак, мы обсудили учение, исповедумое всеми логическими
позитивистами, а именно учение о верификационном критерии осмысленных эмпирических
высказываний, а также концепцию, характерную толь ...
Гегель разделил познание на: инструмент (логич мышление) и основную форму (понятие).
В основе рац познания лежит диалектическая логика.- Переосмыслить природу
понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и
объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества ...
1.2 Логико-семантические идеи Г.Фреге
Аналитическая
философия возникла на волне интереса к формальной логике, которая, обогатившись
новыми методами, с середины XIX века начинает бурно развиваться[17]. К этому необходимо добави ...