Особенности Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском
Другая философия / Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском / Особенности Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском
Страница 1

Возрождение(или Ренессанс) – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени [1, С. 137] (14 –16 века), которая характеризовалась гуманистическим мировоззрением, подъёмом светской науки и искусства, становлением национального языка, литературы и национального самосознания [5, С.

61].

В 15-16 веках сложились предпосылки для становления белорусской культуры Возрождения, среди которых – рост городов как центров ремесла, торговли и общественно-политической деятельности, шляхетское движение за «исправление» общества и государства, политическая стабилизация общества, формирование национального самосознания, расширение международных связей со странами Запада, гуманистическое и реформационное движение, развитие образования, появление книгопечатания, развитие искусства, развитие правовой теории и практики.

Рассмотрим особенности этого периода в Великом княжестве Литовском:

- связь ренессансной идеологии, этических и эстетических идеалов с народным мировоззрением

- столкновение «восточной» и «западной» культурно-философских и религиозных традиций, что обусловлено геополитическим положением Великого княжества Литовского

- патриотическая и демократическая направленность в трудах мыслителей эпохи Возрождения и Реформации

- религиозная направленность философии, «христианский» гуманизм

- свобода человека больше, чем в западноевропейской мысли ограничивалась интересами общественного блага

Хочется отметить также такую особенность, как тесная связь гуманизма с Реформацией.

Реформация– общественно-религиозное движение в Европе в 16 веке, направленное против католической церкви [6, С. 245]. Эта эпоха в Великом княжестве Литовском также носила свои особенности.

Гуманизм в Великом княжестве Литовском во многом идейно подготовил Реформацию, которая, в свою очередь оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской и общественно-политической мысли. Возрождение разбудило общественную мысль страны и поставило во главу угла критичное пересмотрение извечных церковно-религиозных принципов и традиций. Борьба низших классов против феодального строя также стала основой Реформации. Однако, представители высшего класса очень часто стремились использовать идеи Рефомации в своих корыстных целях и обогатиться за счёт церковных земельных фондов.

Можно выделить три периода развития ренессансно-гуманистической и реформационной мысли Великого княжества Литовского:

- эпоха раннего Возрождения (начало 16 века – 1550-е годы). В результате развития городов складывается убеждение о необходимости изменений духовной, социально-политической жизни общества, освоения культуры Западной Европы.

- эпоха Возрождения и Реформации (середина-конец 16 века). Это период реформационно-гуманистического движения. Мы наблюдаем борьбу за городское самоуправление, Статуты 1566 и 1588, привилеи 1563 и 1568 годов, которые обусловили религиозную веротерпимость, возникновение новых религиозных течений, обновление социально-политических взглядов. Также усиливается интерес к наследию античности.

- эпоха позднего Возрождения, Контрреформации и барокко (конец 16 – 17 века). Наблюдается разочарование в ренессансных идеях. Философская культура перемещается в сторону социально-политических и этических проблем. Утверждается схоластическая философия, вытесняющая ренессансно-гуманистическую культуру.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    7.3 Холистичность теории интерпретации Д.Дэвидсона
      Семантика Дэвидсона развивалась в полемике с представлениями Куайна о переводе, где понятие 'перевод' понимается как включающее интерпретацию того, что говорится на нашем родном или друго ...

    3.2 Основные положения феноменализма в Венском кружке
      Суть феноменалистского направления заключается в следующем. Члены Венского кружка предприняли попытку показать, что осмысленные выражения всегда могут быть сведены либо к эмпирическим выск ...

    2.1 Логический атомизм: язык как средство остановки регресса
      Мысль о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами определения и преобразования ...