Идеи Франциска Скорины и Николая Гусовского
Другая философия / Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском / Идеи Франциска Скорины и Николая Гусовского
Страница 1

У истоков ренессансной гуманистической мысли Великого княжества Литовского стоял выдающийся белорусский мыслитель, основоположник славянского книгопечатания, переводчик Библии доктор Франциск Скорина

.

Он одним из первых выступил с кругом важных проблем своего времени. Так, он попытался разрешить проблему интерпретации Священного писания. Скорина был глубоко верующим человеком, а Библию считал «богодухновенной» книгой [5, С 74]. Однако в его работах мы видим попытку нетрадиционного, свободного истолкования ряда религиозно-философских проблем. Библию Скорина рассматривает в качестве универсального источника светских знаний, энциклопедии естественных, исторических, философских и правовых наук, пособия для изучения грамматики, логики, музыки, арифметики, риторики и других наук. Не отрицая необходимости богознания, Скорина считал, что человек должен изучать также природу и общество.

Важное место в трудах мыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёх измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этой концепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы. Скорина не отрицает также «плотских» ценностей, хотя признаёт авторитет «духовных» [5, С. 76]. В то же время он не противопоставляет эти два начала в человеке, а пытается отыскать способы их гармонического сосуществования.

Мыслитель утверждает самоценность человеческой жизни, земного бытия, не отвергая в то же время веры в потустороннюю жизнь. Скорина также выступает как национальный христианский просветитель. Важной моральной добродетелью человека в соответствии с христианской этикой он считает любовь. Причём принцип любви распространяется не только на христиан, но обращён «ко всякому человеку» [7, С 34].

Политический идеал Скорины – просвещённая, гуманная и сильная монархическая власть. Правитель, по его мнению, должен быть набожным, мудрым, образованным, доброжелательным и справедливым к своему народу, править страной в соответствии с законом. Скорина вообще придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Он попытался также классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии.

В мировоззрении Скорины можно наблюдать попытку преодоления средневекового религиозного представления о красоте как о проявлении божественного. Он стремится обнаружить прекрасное в самом человеке, так как красоту отождествляет с добром, человеколюбием, справедливостью и патриотизмом.

Таким образом, мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философские взгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границ духовной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построены на основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины. Для Скорины также характерно стремление не к решительному разрыву со средневековым мировоззрением, а к его реформированию, обновлению в соответствии с новыми ренессансно-гуманистическими установками и идеалами.

Становление мысли и самосознания периода Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском связано также с современником Франциска Скорины – Николаем Гусовским

, прежде всего с его поэмой «Песнь о зубре». Зубр является у поэта символом родины и свободолюбивого, мужественно народа Великого княжества Литовского. В своём произведении Гусовский утверждал ряд важнейших ценностей для народа: веру, мудрую власть, общественное согласие, духовную культуру, ценность природы родного края. Мыслитель с одобрением высказывается о природоохранном законодательстве великокняжеской власти и сам выступает в роли учёного-эколога, который обосновывает принципы бережного использования природных богатств страны. Гусовский одним из первых поставил в философской мысли Великого княжества Литовского проблему охраны и разумного использования природных ресурсов государства, а также экологического воспитания человека и общества.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Древнекитайская философия
    В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (мета ...

    3.2 Основные положения феноменализма в Венском кружке
      Суть феноменалистского направления заключается в следующем. Члены Венского кружка предприняли попытку показать, что осмысленные выражения всегда могут быть сведены либо к эмпирическим выск ...

    10.8 Различение между истинностью и обоснованностью знания
      Мы можем знать некоторый факт только в том случае, если мы имеем истинное полагание о нем. Однако, поскольку не все, а только некоторые истинные полагания являются знанием, то один из цен ...