Учение Сымона Будного
Другая философия / Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском / Учение Сымона Будного

Одним из самых известных деятелей Возрождения и Реформации в Великом княжестве Литовском второй половины 16 века был Сымон Будный

– мыслитель, гуманист и просветитель, религиозный реформатор.

Однако, в соответствии с духом времени философские проблемы рассматривались мыслителем преимущественно в рамках теологии.

В 1562 году он издаёт на белорусском языке «Катехизис», «Оправдание грешного человека перед Богом» и ряд других сочинений. В 1563 году обращается с письмом к известному теологу Генриху Буллингеру, в котором подвергает сомнению истинность христианского догмата единосущной Троицы [11, С. 147]. К середине 60-х годов Будный становится одним из идейных вождей радикального реформационного движения – антитринитаризма. Сторонники этого движения допускали свободное толкование Священного писания. Наиболее фундаментально позиция Будного обоснована в предисловии и комментариях к Новому Завету и в сочинении «О главнейших положениях христианской веры». Будный отверг Троицу и в качестве «надмирового абсолюта» [5, С. 106] признал единого и единственного Бога. Бог – некая первооснова бытия, атрибутом которой является Дух как творящая сила. Также мыслитель отвергал божественное происхождение Христа.

Важным моментом его мировоззрения являлась попытка критики библейских чудес, также ему было присуще отрицание загробного мира и бессмертия души. Отсюда вытекало, что основанием нравственности человека должны является не страх перед наказанием и не надежда на райскую жизнь, а собственная природа человека, его разум, естественное стремление к добродетельной жизни. Будный считал, что критерием «религиозной истины» [5, С 107] является индивидуальный человеческий разум. Также философ часто отмечал, что человек не должен полагаться на веру, а обязан испытывать всё разумом и своим опытом. Большое значение Сымон Будный придавал праву на свободное выражение мнений, терпимости по отношению к своим оппонентам. Главным моментом гносеологии Будного является признание человеческого разума важнейшим источником познания. Основание разума – чувственный опыт человека.

Социально-политические взгляды Будного умеренно-гуманистические. Он признавал главные общественные и государственные основы феодализма, частную собственность, сословное неравенство, феодальную зависимость крестьян.

Следует отметить, что религиозно-философские идеи Сымона Будного нашли своё продолжение и развитие в идеологии социниан. Для социнианства (от имени основателя – Фауста Социна) были характерны рационалистическая критика религии, стремление преобразовать религиозную доктрину в философскую. Согласно учения Социна, решающее значение в жизни человека имеют не столько религиозные взгляды, сколько нравственные принципы. Последователями Социна на территории Великого княжества Литовского были Ян Лициний-Намысловский, Юзеф Доманевский, Ян Крелль и другие.

    Смотрите также

    10.7 Когерентная теория истины
      Истина приписывается утверждениям, пропозициям или чему бы то ни было, что мы принимаем за первичные носители истинностного значения, либо ·        п ...

    Древнегреческая философия. Софисты. Сократ. Софистика
    Открывает новый период – рационалистический! - Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только красиво говори ...

    7.4 Молекуляризм М.Даммита
      Возможные аргументы против холистической семантики будут направлены прежде всего на само понимание природы связи между истиной и значением. Возможна позиция, состоящая в том, что метафизи ...