PhilosophyDay
Современная философия
Познание, его
возможности и границыДругая философия / Основные понятия философии / Познание, его
возможности и границыСтраница 3
характеру исследования;
типу применяемых средств исследования;
особенностям методов.
Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной переработки данных, полученных с помощью органов чувств.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В истории философии существовали направления, которые абсолютизировали один из этих уровней в ущерб другому (эмпиризм и «схоластическое теоретизирование»). Все большее признание стала получать мысль о том, что есть еще и третий уровень научного познания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке (Т. Кун, М. Лакатос и др.).
6. Методология науки изучает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы реализации знания в практике.
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Основная функция метода – регулирование познавательной деятельности. В научном познании истинным должен быть не только конечный результат, но и метод.
Методы научного познания можно разделить на три группы: универсальные (философские), общенаучные, специальные.
Специальные методы применяются в рамках отдельных наук, общенаучные ‑ характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские и, в частности, метод материалистической диалектики. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, конкретность, детерминизм, противоречивость, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.
По поводу методологической роли философии в научном познании существует две крайние тенденции: натурфилософская и позитивистская.
Диалектическая концепция показывает, что философия и наука взаимно дополняют друг друга. Воздействие философии на процесс развития науки выражается в основном в следующих моментах:
философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий;
философские принципы воздействуют на процесс познания опосредованным путем – через методы частных наук.
Научные методы разделяют на методы эмпирического и теоретического исследования.
7. Роль науки в жизни общества усиливается. Наука представляет социальную силу, оказывающую влияние на все происходящее в человеческом обществе. Главные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, социальной памяти.
Существуют две противоположные позиции в вопросе о роли науки в обществе: сциентизм и антисциентизм. Для представителей сциентизма наука – абсолютная ценность, с помощью которой можно решить все общественные проблемы. Антисциентисты считают, что наука не может обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей и вообще является разрушителем культуры.
Смотрите также
3.3 Основные положения физикализма в Венском кружке
Обе группы, о которых шла речь выше, исходят из
верификационного критерия значения, проводят резкое различие между
эмпирическими синтетическими и априорными аналитическими высказываниями, ...
13.4 Физикализм
Материалистическое понимание сознания в
основном представлено тезисом тождество ментального и физического. Это тождество,
в свою очередь, может пониматься или не пониматься редукционистски ...
7.2 Концепция онтологической
относительности и холистический тезис Куайна
Известный
"онтологический критерий" У. Куайна — "Существовать — значит быть значением
квантифицируемой переменной" — выступает инверсией семантического критерия,
...