Человек, культура, цивилизация
Другая философия / Основные понятия философии / Человек, культура, цивилизация
Страница 3

Мораль выполняет множество функций: регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, воспитательную, познавательную.

7. Религия представляет сложное общественное образование. В ее структуре выделяется три основных момента: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой удвоение мира, поскольку наряду с реальным признается существование потустороннего. Главный признак религиозного сознания – вера в реальное существование сверхъестественных сил. Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию (совокупность пред-ставлений, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации, богословы, служители культа). Неотъемлемой частью религии является религиозный культ, который представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественное.

Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения.

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гносеологические и психологические.

Основные функции религии: компенсаторная, регулятивная, мировоззренческая, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуротранслирующая.

8. Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире и истории.

В философской литературе часто употребляются близкие по содержанию понятия: «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид – это всегда «один из многих». В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных свойств человека. Понятие «индивидуальность» обозначает уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Личность – это социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается с двух сторон: специфических, социальных качеств и его индивидуальных свойств. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культур-ных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Личность рассматривается в философии как субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Деятельность человека является основой, на которой происходят развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей.

9. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, определенной системы знаний, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, школа, средства массовой информации и т.д. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Социализация имеет три периода:

 первичная или социализация ребенка;

 промежуточная или социализация подростка;

 устойчивая, целостная, т.е. социализация взрослого, в основном сложившегося человека.

Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности, но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены также и внутренним, духовным миром человека. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях – это уже деградирующая личность.

Каждая личность в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: студента, мужа, отца или матери и т.д. Ролевое обучение имеет два аспекта:

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    13.3 Критика психологии «первого лица»
      Наконец, базовый метод самопознания – интроспекция – не ускользает от критического внимания Райла. Он называет эту концепцию концепцией привилегированного доступа к своему собственному со ...

    8.4 Теоретико-игровая семантика Я.Хинтикки
      В основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю, теоретико-игровую семантику интересу ...

    3.2 Основные положения феноменализма в Венском кружке
      Суть феноменалистского направления заключается в следующем. Члены Венского кружка предприняли попытку показать, что осмысленные выражения всегда могут быть сведены либо к эмпирическим выск ...