Качество и свойства
Другая философия / Основные законы материалистической диалектики / Качество и свойства
Страница 1

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле­нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи­нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но­вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по­терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного хи­мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час­то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи­вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо­фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак­теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо­действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про­явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных пред­метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред­метов в их отношениях с другими предметами.

Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз­личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.

Соходства и различия свойств определяют существование ка­чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха­рактеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка­честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но­сят ли они обёективный характер или же зависят от точки зре­ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро­са философии) встал перед философами давно. Вспомните харак­терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность, протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус, запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот­ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп­ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об­разующих всевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка­чественного многообразия мира привели к выводу, что и "первич­ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад­кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи­ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ­ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных" свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду­ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве­щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по се­бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на­ми в форме "субъективных образов объективного мира". Но чело­веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен­ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна­ний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    14.5 Перспективы компаративных исследований: возможности феноменологии
      Теперь обратимся к тому, в чем можно было бы увидеть перспективу результатов феноменологических штудий для философа-аналитика. Последний, будучи чаще всего заинтересованным в предметном п ...

    8.4 Теоретико-игровая семантика Я.Хинтикки
      В основе теоретико-игровой семантики лежат, с одной стороны, математическая теория игр, а с другой—теоретико-модельная семантика. Как и эту последнюю, теоретико-игровую семантику интересу ...

    О Альберте Камю
      Альбер Камю – крупнейший представитель французской философии первой половины 20 века, причисляемый к экзистенциалистам. Основными темами его творчества и размышлений стали темы абсурда и б ...