Заключение
Другая философия / Ренессанс и Реформация в Великом княжестве Литовском / Заключение

Таким образом, белорусские мыслители эпохи Возрождения обогатили отечественную философскую культуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшего развития философской и общественной мысли.

Важнейшим результатом развития философии Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском является идея Франциска Скорины о приобщении народа к духовно-культурным ценностям.

Также необходимо отметить оригинальную, рационалистическую идею Сымона Будного относительно реформации религиозных взглядов.

Очень важной являлась идея приоритета разума над верой (Скорина, Гусовский, социниане).

В этот период также обосновывается идея самодостаточности земной жизни, формируется ренессансно-гуманистический идеал личности, человек рассматривается в своём светском предназначении. Проблема «человек-общество» отодвигает на второй план проблему «человек-Бог». В качестве идеала утверждается деятельная жизнь, направленная на достижение общего блага, а в качестве важнейших добродетелей человека – мудрость, способность к духовному совершенствованию, патриотизм, трудолюбие и любовь к ближнему. Вырабатывалось учение о духовной свободе человека, возможности достижения морального идеала собственными усилиями, без участия церкви.

Важной являлась проблема совершенствования общества и государства. История стала рассматриваться не только как результат божественного вмешательства, но и как арена свободной деятельности человека. Также одним из важнейших результатов духовно-культурного развития общества в эпоху Возрождения стало становление национального самосознания, обращение к традициям, осознание ценности природы родного края (идеи Ф. Скорины, Н. Гусовского, В. Тяпинского).

Получили развитие идеи государственного суверенитета, верховенства закона, прав человека, веротерпимости и религиозной свободы (Статуты Великого княжества Литовского, произведения С. Будного, Л. Сапеги, А. Волана).

Таким образом, мы можем выделить следующие основополагающие компоненты философии отечественного сознания этого периода: христианский гуманизм, национальная культура, конституционная монархия. Вместе с тем следует отметить, что общественно-политическое сознание в это время было отягощено сословно-классовыми представлениями. Права и свободы распространялись прежде всего на светских людей, феодалов и частично мещанское сословие. В то же время многие идеи мыслителей эпохи Возрождения и Реформации Великого княжества Литовского оказали благотворное воздействие на становление культуры и национального самосознания белорусского народа.

    Смотрите также

    13.2 Бихевиористская редукция сознания
      Скептические выводы из концептуального анализа понятия сознания обычно отождествляю его с такими понятиями, как «эфир», «флогистон» и тому подобные, которые, согласно выражению Патриции Ч ...

    Пифагор. Гераклит. Пифагор.
    Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира. - Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. - Верил в переселение душ, возвращение ...

    10.2 Корреспондентная теория истины
      Основная идея корреспондентной истины обманчиво проста: предложение истинно, если и только если оно соответствует фактам (или действительности). Эта теория должна прежде всего определя ...