PhilosophyDay
Современная философия
ЗаключениеДругая философия / Наука, как особое явление общественной жизни / ЗаключениеСтраница 1
наука философия культура
Сознание ответственности перед обществом и желание служить во имя интересов человечества являлись стимулом творчества многих великих ученых. Эти побудительные силы - явление не исходное, производное.
Роль науки в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Лишь зарождавшиеся в недрах феодального общества рыночные отношения впервые поставили такие практические проблемы, которые могли быть разрешены только научно, производство достигло такого масштаба, который делал необходимым применение механики, математики и т.д. Наука все больше становится духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощаются в технических нововведениях.
Ведущие мыслители того времени начали остро сознавать необходимость внедрения в производство научных принципов и взывали к разработке такой науки, с помощью которой, по словам Р. Декарта: « .зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений .». Весь следующий ход истории представляет собой в этом аспекте неуклонный и все более углубляющийся процесс «онаучивания» производства.
Этот процесс осуществляется многими путями и, прежде всего, путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин. Ныне он выражается в автоматизации производства, в частичной замене работы человеческого мозга кибернетическими устройствами. Введение автоматических устройств позволяет интенсифицировать производственные процессы, уменьшить затраты ручного труда.
Таким образом подводя итог вышесказанному можно выделить следующие функции, которые выполняет наука в современном социологическом обществе:
v познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир, и каковы законы его развития;
v мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
v прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.
Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.
Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).
Смотрите также
2.1 Логический атомизм: язык как
средство остановки регресса
Мысль
о том, что философия должна опираться на логический анализ языка, восходит к
Лейбницу, который выступал за создание идеального языка с точными правилами
определения и преобразования ...
2.3 Философия языка
"Трактата": логика языка versus логика мышления
Логико-философский трактат создавался с 1914 по 1918
год. Его созданию сопутствовали обстоятельства, о которых нельзя не упомянуть,
поскольку они, вероятно, сказались на содержании. Летом ...
10.1 Аналитическое понятие истины
Понятие
истины в концепции значения как условий истинности очевидно должно отвечать
своему функциональному предназначению, т.е. должно соответствовать определению
(D1) Истина — такое ...