Заключение
Другая философия / Наука, как особое явление общественной жизни / Заключение
Страница 1

наука философия культура

Сознание ответственности перед обществом и желание служить во имя интересов человечества являлись стимулом творчества многих великих ученых. Эти побудительные силы - явление не исходное, производное.

Они имеют объективную основу и выражают реальные потребности общества. Каждый ученый - сын своей эпохи, потребности которой, в конечном счете, предопределяют характер его деятельности. Наука всегда в той или иной степени была под контролем общества и государства. Например, в условиях феодализма, когда господствующей идеологией была религия, и познание мира рассматривалось как нечто греховное, запретное, наука не могла развиваться нормально. Однако затем развитие материального производства создало средства для теоретического осмысления действительности. Развитие рыночных отношений обусловило применение, науки не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Дальнейшее развитие науки обусловливается неуклонно возрастающими потребностями промышленного и сельскохозяйственного производства и расширением мирового рынка Достижения науки, прежде всего естествознания, в современном мире огромны. Достаточно вспомнить, что в период феодализма производство обслуживало натуральное хозяйство мало изменявшимися орудиями. Технический прогресс был очень слабым и базировался преимущественно на индивидуальном искусстве и опыте мастеров.

Роль науки в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Лишь зарождавшиеся в недрах феодального общества рыночные отношения впервые поставили такие практические проблемы, которые могли быть разрешены только научно, производство достигло такого масштаба, который делал необходимым применение механики, математики и т.д. Наука все больше становится духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощаются в технических нововведениях.

Ведущие мыслители того времени начали остро сознавать необходимость внедрения в производство научных принципов и взывали к разработке такой науки, с помощью которой, по словам Р. Декарта: « .зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений .». Весь следующий ход истории представляет собой в этом аспекте неуклонный и все более углубляющийся процесс «онаучивания» производства.

Этот процесс осуществляется многими путями и, прежде всего, путем создания теоретической основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин. Ныне он выражается в автоматизации производства, в частичной замене работы человеческого мозга кибернетическими устройствами. Введение автоматических устройств позволяет интенсифицировать производственные процессы, уменьшить затраты ручного труда.

Таким образом подводя итог вышесказанному можно выделить следующие функции, которые выполняет наука в современном социологическом обществе:

v познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир, и каковы законы его развития;

v мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

v прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.

При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Представляя собой подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Мифология и религия -  истоки философии.
    Миф это исторически первая мировоззренческая форма отражения действительности, в которой художественное, моральное, познавательное и практически – преобразующее освоение мира предстает в синкретичес ...

    Представления о сверхчеловеке Ницше
    Ницше был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Евр ...

    13.    Аналитическая философия сознания
      Философский интерес к сознанию исторически был обусловлен не только важностью этого понятия для понимания рациональности и разумности, но еще и тем, что существование сознания бросало сам ...